Александр Рудаков. Искусственный интеллект и ценности: запрос на взросление

Слова Владимира Путина о том, что лидер в сфере развития искусственного интеллекта станет «властелином мира»,  обросли множеством интерпретаций.

Между тем,  если вчитаться в смысл высказывания, то становится понятно: в нем присутствует не только постановка технологической цели, но  и озабоченность возможностью развития процесса в деструктивном, опасном для человечества направлении.

И трудно не согласиться с мыслью о том, что здесь присутствуют не только  «колоссальные возможности», но и «трудно прогнозируемые сегодня угрозы». 

И самая серьезная из которых действительно связана сегодня с монополизацией, сосредоточением «контрольного пакета» нового направления в одних руках.

Причем речь идет не только о  технологическом лидерстве, совершенстве систем, но и об их концептуальных настройках.

На сегодняшний день большинство разработчиков едины в том, что системы ИИ должны создаваться таким образом, чтобы их цели и поведение были схожи с человеческими ценностями на протяжении всей их работы. Равно как и в том, что  развитие ИИ не должно вступать в противоречие с задачами устойчивого развития,  и наносить ущерб экосистемам. Все это прописано в  «Азиломарских принципах», скрепленных подписями Курцвейла, Маска, Хокинга и ряда других авторитетных людей.

Казалось бы, все ясно, но дьявол кроется в деталях.

Технологии –  как правило, универсальны.

А вот представления о том, что такое  «ущерб экосистемам»,  могут сильно различаться у различных групп населения земного шара.  К примеру,  у активистов WWF, создающих вооруженные спецотряды для защиты редких животных, и жителей Непала и Конго, практикующих традиционные виды охоты. И про споры вокруг проблемы глобального потепления в данной ситуации также не вспомнит только ленивый. 

В вопросе о «человеческих ценностях» все, увы, еще более очевидно.  Про «ценностный разрыв» между евро-атлантическим и русским мирами сначала долго говорили западные СМИ. А затем эта тема получила развитие и в России, где стали откровенно уставать от двойных стандартов и череды бездоказательных обвинений.

А что делать если завтра некто,  получивший монополию на ИИ, поставит вопрос о глобальной системе правосудия,  объективной и беспристрастной? Какие ценности и принципы будут заложены в алгоритм?

Или представим себе создание глобальной системы социальных рейтингов, подобных той, что уже действует сегодня в Китае.

Допустим, в КНР ее наличие заставляет серьезно задуматься хулиганов, нарушителей правил дорожного движения и хронических неплательщиков по кредитам.

Но что делать, если  потенциальный создатель подобной системы в планетарном масштабе будет оценивать нас по совершенным другим принципам? Например, заинтересуется нашим мировоззрением? И будет поощрять за «правильные» убеждения, выраженные в тех социальных сетях, и карать за «ошибочные»?    

А если речь пойдет об автоматизированных системах управлениях, и придется выбирать: закрыть ТЭЦ с ее «выбросами парникового газа» или оставить без тепла живущих поблизости людей? 

Еще более остро стоит вопрос о нашей готовности ответственно и последовательно следовать ценностным ориентирам в вопросах развития ИИ.

Казалось бы, наступление цифровой эпохи требует от человечества качественно нового уровня осознанности. Однако культурный код постмодерна диктует совсем другое поведение –  инфантильное, эгоцентричное и во всех отношениях раскрепощенное.  

В этом контексте вопрос стоит сегодня даже не о том, выйдет ли ИИ из под контроля человека,  погрузив человечество в сценарий  голливудских фильмов вроде «Матрицы» или «Терминатора». 

 Речь идет  о нашей способности задать процессу ценностное направление и контролировать его на всех этапах.  Особенно на фоне продолжающейся борьбы с «репрессивной моралью» и  становящихся мейнстримом суждений о том, что никаких вечных, незыблемых ценностей нет. Ценности, мол, меняются вместе со сменой поколений, если не быстрее. Одни ценности были у бэби-буммеров, другие – у поколения «Х»,  третьи  – у миллениалов.  По разному смотрят на мир советские комсомольцы-строители БАМа,  «малиновые пиджаки» девяностых и сегодняшние хипстеры на гироскутерах.

Конечно, бросать с чувством собственного превосходства такие сентенции в лицо священнику или учительнице обществознания – безопасно и ненаказуемо.

Совсем другое дело – искуственный интеллект. В романе Артура Кларка «Одиссея-2001» описана его реакция на попытку человека изменить фундаментальные настройки заложенной в него программы. И это была грустная история.  

Очень похоже на то, что развивать ИИ, обходя «трудно прогнозируемые сегодня угрозы» сможет лишь тот, кто способен ответственно и осознанно подойти к вопросу о ценностях.

 В противном случае есть риск,  что  игровая и имитационная «аксиология» постмодерна приведет нас к неспособности передать самообучающемуся ИИ устойчивые ценностные ориентиры.  Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Впрочем, будем оптимистами. Возможно, что уже очень скоро будет сформирован качественно иной запрос на лидерство в сфере развития ИИ.

И лидером станет тот,  кто сможет  передать ИИ ценностный капитал человечества, сделав его по-настоящему безопасным и гуманным. Не приносящим человека в жертву экономоцентризму, а раскрывающими новые возможности для развития, совершенствования, творчества.  

Может ли хотя бы помечтать о том, чтобы таким лидером стала Россия? А почему бы и нет?  

Александр Рудаков

Об авторе: Александр Рудаков – исполнительный директор Центра гуманистической экологии и культуры

Фотография: http://www.wwworld.ru/strah-avtomatizatsii-15082011052132.htm