Нельзя сказать, что все граждане современной России в чем-то одинаковы. Касается это и их отношений с государством и обществом, с историей страны и участием в формировании её будущего. Кто-то прекрасно разбирается в вопросах разделения властей, их зон ответственности, процессах формирования, и сам принимает активное участие во взаимодействии с ними. Кто-то изучает историю России, ориентируется в том, какое место в мировом историческом процессе, знает переломные точки построения гражданского общества в прошлом, и может определить их параметры в настоящем. Кто-то является вполне профессиональным футурологом, и даже не только абстрактным теоретиком, но и принимает непосредственное участие в формировании контуров российского будущего в современной объективной реальности.
Но это не про большинство.
К сожалению.
Основные компетенции, которые необходимы современному гражданину России для того, чтобы реализовывать свои права и обязанности, прежде всего, лежат в плоскости осознания его личной ответственности.
Ответственности за себя, свою семью, свою социальную группу (с которой он готов себя идентифицировать), свою страну.
Не кто-то, где-то, что-то должен гражданину, а он сам может и должен сделать многое.
Да, неистребимая надежда на патерналистское государство – это объективная реальность, и в этом есть сложные исторические причины.
И это даже некий уровень негласного договора. Значительная часть граждан не интересуется процессом формирования власти, под предлогом того, что от них всё равно ничего не зависит, а группы, у этой власти находящиеся, именно такой постановке вопроса способствуют. И обе стороны согласны. Но при этом от власти продолжают ждать ответственных действий, просить решения возникающих проблем.
При этом власть в представлении граждан абсолютно не соотносится с конкретными обязанностями. Что находится в компетенции органов местного самоуправления, что в зоне ответственности руководства субъекта федерации, а что федеральных властей.
Это проблема – отсутствие знаний и понимания. Что от кого можно требовать, к кому, с чем обращаться.
Власть персонифицируется с несколькими фигурами из медиа.
И за их появление, как и за любую картинку в медийной сфере, граждане не чувствуют никакой ответственности.
Внутреннее чувство ответственности, и наличие компетенции для реализации этой ответственности во внешнем правовом мире.
Это необходимые составляющие формирования ответов на актуальные вызовы и угрозы.
А они существенны. И, прежде всего, лежат в плоскости трансформации современных обществ, государственных и гражданских структур. Эти трансформации вызваны как новыми технологиями, увеличивающими скорость создания и обмена информацией, её охват и влияние. Стирание религиозных, культурных, этических и моральных границ. Снижение роли государств и их органов управления в новом мире.
Новый дивный мир прорастает то тут, то там, его реалии уже входят в повседневную жизнь, но нет впечатления, что российские граждане в своей массе достаточно адаптированы к условиям и правилам современности. Многие продолжают существовать в формате недалекого (или далекого прошлого). Отсюда ссылки на ушедший «золотой век», который мы потеряли, и его незыблемые устои.
Трудно защищать права достоинства и свободы человека в ныне действующих условиях. Еще труднее представить это в условиях неопределенности будущего.
Но лишь минимальная часть граждан вовлечена в построение и осознание этого будущего.
Какой мир мы строим.
Какое оно, будущее, в котором нам хочется жить?
Поиск ответа на этот вопрос и есть реальный гражданский экзамен, который предстоит пройти всем нам.
Солонников Дмитрий Владимирович, директор Института современного государственного развития