Гражданственность не равна гражданству. Можно быть гражданином какой-то страны, иметь и исполнять предписанные в ней права и обязанности, но при этом не испытывать каких-то гражданских чувств. Гражданственность — это состояние личности, не прирождённое, но благоприобретаемое.
Чаще пишут о гражданстве, реже — о гражданственности. Для темы гражданства важна тема прав/свобод и обязанностей. Гражданства разных стран различаются прежде всего в этом — по формальному признаку объёма и содержания.
Но в реальной жизни граждан их гражданственность, если она есть, играет не менее, а, может быть, даже более важную роль, чем их гражданство. Гражданство определяет и наполняет характер отношений человека-гражданина с обществом и властью. Гражданственность человека характеризуется пониманием и восприятием этих отношений, как значимой части его жизни, составляет личное основание его формального гражданства. Гражданство — взаимно-двусторонне, гражданственность — монологична, интимна, рефлексивна. Можно рискнуть предположить, что сила и развитость гражданского общества определяется именно уровнем гражданственности как личностного состояния граждан, а не их формальным гражданством.
Для гражданства важна ответственность гражданина в отношении своих прав и обязанностей. Для гражданственности главное — причастность. И фактическая, и даже просто как чувство. Без такой включённости, как сейчас говорят, инклюзивности, справедливое требование ответственности от гражданина становится слишком абстрактным, надуманным.
Гражданство имеет своего рода договорной характер: ты мне — я тебе. Гражданственность может быть для человека таким же большим чувством, как долг, дружба, любовь. И её, как чувства, может не быть совсем.
В гражданственности сопрягаются противоположности: с одной стороны — приятие, с другой — критичность по отношению к собственному гражданству, в случае каждой личности в особом соотношении. В ней сосуществуют и текущая оценка, и перспективное видение прав и обязанностей, свобод и требований между человеком-гражданином, обществом (как сообществом граждан одной страны) и институтами власти в этой стране.
Гражданственность тесно связана с такими основополагающими человеческими ценностями как пол, брак, семья, родительство, детство, родство. Эти ценности находятся в современном обществе под исключительным давлением, гораздо большим, чем другие — например, политические и социальные — институты, такие как демократия, правовое государство, свобода слова и убеждений, безопасность, благосостояние и т.п. Всё чаще публично заявляется запрос на переопределение этих ценностей. Гражданство амбивалентно к ценностным перверсиям. А гражданственность? Сегодня она бывает справедливо озабочена укреплением позиций этих ценностей на уровне конституции и законодательства. Потому что без них гражданство теряет содержание, оставаясь формальной оболочкой. К тому же дрейфующей в сторону обрамления пост- и транс-гуманистских определений.
Гражданственность взывает к тому, чтобы гражданство становилось более конкретным — гражданством мужчин и женщин, брачных и безбрачных, семейных и несемейных, гражданством детей, гражданством родственников. И чтобы всё это сохранялось как основное содержание гражданства в дополнение к политическому, оборонному, экономическому, культурному, религиозному наполнению. А лучше сказать — действовало как метасодержание гражданства, стабилизирующее и удерживающее его от разрушения в случаях жёсткой коррекции политической составляющей.
Гражданственность как своего рода метафизика гражданства обеспечивает преодоление рисков, некоторые из которых уже довольно очевидны. Так, пока ещё мало задумываются над тем, насколько мобилизированным станет гражданство — уже в обозримой перспективе. Причём вопрос стоит так: или это произойдёт, или его не станет совсем, оно отпадёт по причине неудобства. Всё, что не станет мобильным, просто окажется нежизнеспособным в мире ближайшего будущего.
Как минимум, можно представить мобильное приложение «Цифровая карта гражданства»: настраиваемые по темам подсказки о гражданских возможностях (правах и обязанностях) человека в контексте его точечной геолокации в стране, чьё гражданство он имеет. Появится и что-то ещё более крутое, сегодня трудно вообразимое. Это может быть и моментальная экспертиза конкретного действия — собственного, другого гражданина, института власти или отдельного чиновника — на предмет его конституционности. Уверенно можно сказать, что гражданство будет технологически функционировать на платформе распределённых систем данных (блок-чейн) — более защищённых и автономных от декретируемого центра.
Хотелось бы, чтобы всё это давало больше возможностей гражданину оставаться человеком, испытывающим определённое гражданское чувство к свой стране и чувство со-гражданства к другим членам общества. Дидактический подход к гражданству — делать так, а не эдак, это правильно, а это неправильно — отомрёт. Гражданство перестанет быть просто правовой прокладкой между человеком и властью, человеком и обществом.
Всё это нужно брать в расчёт уже сейчас, чтобы быть своевременно готовыми к переменам, которые несёт с собой глобальная трансформация на основе новейших технологий, способных растворить человека в цифровом пространстве пост-/трансгуманистского мира. И пока ещё не стоит сбрасывать со счетов роль таких традиционных опор человечности и своеобразных паспортов цивилизации как конституции. Но чтобы сыграть её, конституции должны быть заново насыщены ценностями — не только политическими, а чисто гуманитарными.
Гражданство по сути технологично, но не сводится к технологии — политической или цифровой. Гражданственность плюс технологии равно гражданство — вот формула будущего: нового, а не старого, наступающего, а не отступающего вспять.
Всё это означает, что проект «Гражданский экзамен» разворачивается в непростое время — в эпоху транзита гражданства и как понятия, и как института. Поэтому в нём должны быть учтена возможность гражданского творчества, проявления перспективного видения гражданства. Подобно тому, как в составе ЕГЭ по ряду предметов есть творческая часть.
Можно выделить разные стороны, слои, уровни гражданственности как самоощущения личности.
Несомненно, есть смысловые слои, выводящие гражданское мышление на уровень культуры и цивилизации. В свою очередь здесь можно выделить общечеловеческие культурные смыслы гражданства, такие как:
- соразмерность гражданских прав и ответственности для каждого при всех различиях положения граждан в обществе; права и ответственность одних граждан не превалируют над правами и ответственностью других;
- человеческое развитие как абсолютная цель;
- культура диалога;
- инклюзия,
и национальные культурные смыслы гражданства РФ, которые выглядят следующим образом:
- роль русского языка как общенационального, а также маркирующего гражданство РФ в международной среде;
- многосоставный, в этническом и религиозном разрезе, характер; соблюдение и обеспечение этнической и религиозной самоидентификации, защита её от насильственного нивелирования; при этом признание общей гражданской аутентичности как общей судьбы;
- опора на естественное понимание пола и возрастных характеристик;
- роль брака, семьи, родительства и детства как основы гражданства.
Разумеется, эти списки не могут считаться исчерпывающими.
Основные гражданские компетенции гражданина РФ обнаруживаются в следующих навыках и умениях, которые можно подразделить на «жёсткие» и «гибкие».
К «жёстким» относятся:
- понимание фундаментальных политэкономических (социальных) и актуальных политических (партийно-демократических) основ функционирования основных подсистем общества — образования, здравоохранения, культуры, ЖКХ, обороны, безопасности, правопорядка, межэтнических и межрелигиозных отношений;
- знание способов и форм индивидуального и коллективного взаимодействия граждан с политическими и управленческими институтами власти;
- знание способов и форм взаимодействия граждан в рамках институтов гражданского общества;
- понимание и оценка тенденций развития всех этих предметов.
К «гибким» относятся:
- понимание, что современные конституции — это не изолированные острова в океане, а всего лишь текущее выражение универсальных принципов и локальных (национальных) особенностей в жизни отдельных стран и народов; что существует взаимообратная связь между конституциями и исторической эпохой: с одной стороны, они сами играют роль несущих конструкций эпохи, а с другой — находятся под действием порождаемых ею вызовов; поэтому к числу современных гражданских компетенций относится проективность гражданского мышления, его способность к трансцендированию (выходу) за пределы устаревших конституционных норм к их новым источникам; история показывает: если своевременно не изменять конституцию всем гражданским миром, то её неизбежно поменяет гражданская война;
- понимание приоритетности таких социальных метрик как брачность, семейность, родительство и детство в оценке и анализе гражданского потенциала и гражданского развития.
И в этом случае списки тоже нельзя считать завершёнными.
Так что поиск культурных смыслов и базовых гражданских компетенций применительно к народу Российской Федерации — это, скорее, отрытый, незавершённый процесс. Особенно, принимая во внимание транзитный характер — в нашей стране, так же, как и во всём мире — современной эпохи, для которой характерны неопределённость, непредсказуемость и головокружительная быстрота перемен.
Смирнов Михаил Александрович, философ, блогер dzametki.ru, член редакционной коллегии журнала «Свободная мысль»
Фото: https://ru.tripaggregator.com/photos/7074332.jpeg