10 декабря 2019 года Конституционный Суд РФ потребовал обеспечить жилищные права детей, родившихся у репрессированных лиц в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. Слушание дела о проверке конституционности положений статьи 13 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 8, части 2 статьи 8 Закона города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» состоялось 22 октября 2019 года. Поводом к рассмотрению дела послужили жалобы Алисы Леонидовны Мейсснер, Елизаветы Семеновны Михайловой и Евгении Борисовны Шашевой.
История вопроса
Алиса Мейсснер из Кировской области, Елизавета Михайлова из Владимирской области и Евгения Шашева из Республики Коми – реабилитированные жертвы политических репрессий. Они родились в высылке или спецпоселении, куда были отправлены их родители в 1930-40 годы. Заявительницы хотят получить жилье в Москве, где их родители жили до репрессий.
Позиция заявителя
Заявительницы полагают, что оспариваемые положения не соответствуют Конституции РФ, поскольку исключают обеспечение жильем реабилитированных лиц, членов их семей и детей, родившихся в высылке или спецпоселении, пока они самостоятельно не вернутся на прежнее место жительства. Заявительницы также обращают внимание на дополнительные ограничения в получении жилья, установленные на уровне субъектов РФ. В частности, для получения жилого помещения в Москве им необходимо прожить в столице 10 лет, не иметь в собственности или пользовании другого жилья и быть малоимущими.
Позиция Суда
Принятый в 1991 году закон «О реабилитации жертв политических репрессий» был направлен на защиту прав лиц, пострадавших от злоупотреблений властью, их реабилитацию, восстановление в гражданских правах, устранение последствий произвола и обеспечение посильной компенсации материального ущерба. Закон содержал ряд специальных мер и для восстановления прав детей, родившихся у репрессированных родителей в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении. Позднее, в 2004 году, регионам предоставили широкие полномочия в решении данных вопросов, однако не были определены конкретные гарантии и механизмы, которые позволили бы реализовать предоставленное детям репрессированных право возвращаться в те местности, где проживали их родители, а значит, преемственность ранее действовавшего и нового правового регулирования также не была обеспечена. Это породило неопределенность в реализации соответствующего права указанной категорией лиц, притом что их интерес в обеспечении жильем конкурирует с таким же интересом других категорий граждан, которые имеют право на улучшение жилищных условий в каждом субъекте РФ. Применение положений, устанавливающих порядок и условия предоставления жилья отдельным категориям граждан, в частности, в Москве, к лицам, за которыми признано право возвращаться к месту проживания их родителей до репрессий (т.е. не относящимся ни к одной из категорий граждан, для которых этот порядок и был предусмотрен), влечет фактическую невозможность возмещения им вреда в гарантированном государством объеме, в том числе, в части осуществления их жилищных прав. Таким образом, указанные нормы не соответствуют Конституции РФ. Федеральному законодателю, а также законодателям субъектов РФ, в том числе законодателю города Москвы, надлежит незамедлительно внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего Постановления. До этого лица, относящиеся к указанной категории граждан, в том числе заявительницы по настоящему делу, принимаются на учет для обеспечения жилыми помещениями без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан. Дела заявительниц подлежат пересмотру.
Председательствует в процессе ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич
Судья-докладчик КРАСАВЧИКОВА Лариса Октябриевна
Источник: Конституционный суд Российской Федерации