Почему весь мир пользуется ресурсами классического образования, а Россия – нет?

Научно-просветительская конференция «Классические гимназии – недооцененный элемент образовательной системы» состоялась 13 декабря в Москве, в Классической гимназии при Греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина. Конференция была организована в рамках исследования опыта функционирования классических гимназий, которое проводится по заказу Министерства просвещения Российской Федерации.

Классическое образование в современной России стало возрождаться с начала 90-х годов усилиями частных лиц. В это время на постсоветском пространстве появляются классические гимназии, которые функционируют без поддержки государства. В настоящее время классическое образование пользуется растущим спросом в родительском и педагогическом сообществах, которые проявляют к нему оживленный интерес.

При этом в русскоязычном информационном пространстве сегодня нет четкого определения классического образования, отсутствует внятное представление о классической гимназии как явлении. Под «брендом» классических гимназий сегодня в РФ осуществляют образовательную деятельность школы с самыми разными установками, неоднородными по качеству и методикам образования. Одни под термином «классическое образование» понимают русскую классическую литературу, другие сосредоточились на улучшении качества начального образования, третьи в своей работе ориентированы скорее на западную, а не на русскую образовательную среду.  Вот почему требуется дать исчерпывающее и научно обоснованное определение «классической гимназии».

Участниками конференции был представлен уникальный педагогический и научный опыт классического образования в России и мире. Учебные заведения классического типа являются важнейшим системным элементом для подготовки перспективных и всесторонне развитых студентов во всех развитых странах мира: Klassisches Gymnasium – в Германии, Lycée classique – во Франции, Liceo classico – в Италии, Grammar school – в Англии. Все они имеют разные формы и по-разному представлены в зависимости от организации системы образования. При этом в любом из упомянутых государств и в ряде других развитых стран их больше в десятки и сотни раз, за исключением разве что Люксембурга, где всего девять классических школ (General Secondary Schools), и Лихтенштейна, где одна гимназия; в Германии, например, свыше трех тысяч классических гимназий, в сравнительно небольшой Австрии свыше трехсот, 170 гимназий в Швейцарии; парижская газета «Фигаро» регулярно выбирает первые 20 лицеев в стране. Как правило, этот выбор проводится из почти 2000 лицеев.

Участники конференции попытались найти ответ на вопрос – почему в РФ так мало пользуются ресурсами классического образования, при том, что это один из самых эффективных инструментов подготовки к высшей школе? Сегодня огромные ресурсы бюджета направлены на модернизацию образовательных форм. В то же время совершенствование самих образовательных механизмов пока остается недооцененным фактором. Обширный опыт национальной классической школы мог бы использоваться для целенаправленного развития талантливых учеников во всех регионах страны.

На конференции выступили отечественные специалисты в области классического образования, педагоги и общественные деятели, имеющие многолетний опыт развития и продвижения классических гимназий в России.

Учредитель и директор Греко-Латинского Кабинета, Юрий Шичалин, профессор, доктор философских наук, кандидат филологических наук, рассказал об исключительной роли, которую классические гимназии играют в европейских странах, напомнив о непростой судьбе классической школы в Российской империи и в Советской России. Реальный опыт развития классических гимназий их устройство, методическую и кадровую работу участникам конференции представили: директор Православной классической гимназии имени преподобного Сергия Радонежского иеромонах Тихон (Зимин), а также директор классической гимназии при ГЛК Ю. А. Шичалина» – Елена Шичалина, кандидат филологических наук. О глубинной связи классической системы образования с филологической наукой сообщил завкафедрой классической филологии МГУ профессор Алексей Солопов.

Особый акцент конференции был сделан на качестве подготовки выпускников классических гимназий, большинство из которых успешно поступают в лучшие вузы страны, владея универсальным навыком работы с информацией и показывают блестящие результаты в учебе. О системе классического образования в Италии рассказал преподаватель МДА, аспирант ПСТГУ Роман Соловьев.

Участники конференции пришли к выводу, что необходимо восстановить классические гимназии не просто как вид, а как недостающее связующее звено между российскими общеобразовательными учреждениями и высшей школой.  При этом докладчики подчеркнули, что для восполнения этого разрыва не следует применять разрушающее нашу систему образования слепое копирование иноземных схем. У России есть собственный самодостаточный опыт, который нужно возрождать, опираясь на национальные педагогические традиции.   

Фотография

Артем Сериков, публицист