• Home 2
  • Home 3
  • Home 4
  • Home 5
  • Horizontal Slider Posts
  • Info right list
  • Justified slider
  • Landing
  • Left sidebar
  • Lifestyle Blog
  • List standard
  • Magazine Grid
  • Main Home
  • Masonry list
  • Members
  • Minimalistic Magazine
  • My account
  • My account
  • No sidebar
  • Our Story
  • Our Team
  • Press
  • Right sidebar
  • Sample Page
  • sd
  • Shop
  • Shop 2 Columns
  • Shop 3 Columns
  • Shop 4 Columns
  • Shop list
  • Simple list
  • Thumbnail list
  • Wide list
  • Активность
  • Блог
    • ГРАЖДАНСКИЙ ЭКЗАМЕН-2022. КУЛЬТУРА. НАСЛЕДИЕ. ПОБЕДА
    • Гражданское участие: муниципальный аспект. Роль местных сообществ в обсуждении и реализации социально-значимых инициатив
  • Владимир. Гражданский экзамен-2020. Поправки в Конституцию
  • Войти
  • Выйти
  • Главная
  • Гражданский форум Рунета
  • ГРАЖДАНСКИЙ ЭКЗАМЕН -2021. НАУКА – ТЕХНОЛОГИИ – ПОБЕДА
  • Гражданский экзамен-2020. Философия. Обществознание. Страноведение. К Дню России 12 июня
  • Екатеринбург. Гражданский экзамен-2020. Поправки в Конституцию
  • Инициаторы проекта
  • Конституция Российской Федерации. Полный текст со всеми поправками
  • Контакты
  • Личный кабинет
  • Мониторинг
  • Новости проекта
  • Об интеллектуальной платформе “Гражданский экзамен”
  • Политика в отношении обработки персональных данных
  • Получение сертификата
  • Пользователи
  • Пользователь
  • Пример страницы
  • Сброс пароля
  • Сдать экзамен
  • Сокоординаторы платформы
  • Учётная запись
  • Форма публикации
  • Хартия Рунета
  • Экзамен
  • Экспертный совет — 2019-2022
  • Экспертный совет — 2023
  • Slide Anything Popup Preview
Пятница, 24 марта, 2023
  • Войти
  • Регистрация
No Result
Показать все результаты
Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа
Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа
  • Главная
  • О платформе
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Сокоординаторы платформы
    • Экспертный совет
      • Экспертный совет — 2023
      • Экспертный совет — 2019-2022
  • Гражданская дискуссия
  • Гражданская философия
  • Гражданский экзамен
  • Контакты
  • Главная
  • О платформе
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Сокоординаторы платформы
    • Экспертный совет
      • Экспертный совет — 2023
      • Экспертный совет — 2019-2022
  • Гражданская дискуссия
  • Гражданская философия
  • Гражданский экзамен
  • Контакты
No Result
Показать все результаты
Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа
No Result
Показать все результаты
Главная Блог

Родион Михайлов. Об идее “федеральных территорий”

by Сергей Волобуев
3 года назад
в Блог, Гражданская дискуссия
0 0
0
Родион Михайлов. Об идее “федеральных территорий”

Федеральные территории – новация, озвученная в рамках обсуждения конституционной реформы. Весьма интересная, если подойти к теме осмысленно. То есть, имея в голове долгосрочную стратегию развития государственного устройства страны.

С точки зрения упомянутой новации, Россия – редкое федеративное государство, вся территория которой состоит из ее субъектов. Чаще всего в структуре федеративных государств существуют территории, не являющиеся субъектами федераций, управляемые на иных, не федеративных, основаниях. Например, федеральный округ, исполняющий столичные функции; регионы прямого подчинения федерального центра, не являющиеся субъектами федерации – обычно это удаленные территории, острова, сложные природно-климатические зоны. Или регионы с тяжелым историческим наследием. Или – конфликтным потенциалом.

Наиболее известный пример выделения особой территории со столичными функциями, которая не входит ни в один субъект Федерации, – федеральный округ Колумбия в США – District of Columbia (D.C.), в котором располагается столица страны Вашингтон. Причем данный округ не был выделен изначально, условно говоря, на «нейтральной» территории: когда то его земли принадлежали штату Мэриленд. Это важный нюанс именно для нас, чтобы было понимание – из территории субъекта федерации всегда можно в соответствии с установленными законом процедурами (обычно – согласие властей субъекта + голосование в палате регионов) выделить территорию, которая перейдет под прямое федеральное управление. В настоящее время D.C. управляется на принципах местного самоуправления и прямого подчинения верховной власти США: Вашингтоном управляет муниципальный совет из 13 человек во главе с мэром, однако Конгресс США может отменять любые нормативно-правовые акты, принятые советом. У округа есть не имеющий права голоса делегат в Палате представителей Конгресса США, но нет своих представителей в Сенате.

США далеко не единственный подобный пример: федеральная столичная территория выделена в Пакистане, в ней располагается столица страны Исламабад, а также прилегающие к этому городу земли. Столица Малайзии Куала-Лумпур также располагается на федеральной территории, которая управляется напрямую из центра и не принадлежит ни одному штату. Национальный столичный округ Дели не входит ни в один штат и управляется администратором, представляющим непосредственно правительство Индии.

Федеральная столичная территория в том или ином виде существует в Нигерии (Абуджа), Аргентине (Буэнос-Айрес), Венесуэле (федеральный округ), Мексике (федеральный округ, в который входит центральная часть столичного мегаполиса Мехико), Бразилии, Австралии (Австралийская Столичная Территория – Канберра).

Кроме федеральных округов со столичными функциями, в составе многих федераций существуют иные территории, не имеющие статуса субъектов федерации. Так, в Пакистане помимо 4-х штатов и федеральной столичной территории существует федеральная территория племен, а также две территории Кашмира (спорные с Индией земли), административно подчиненных напрямую пакистанским властям. В Канаде кроме 10 провинций существует три территории, в Малайзии наряду с 11 штатами – 2 федеральные территории, в Индии кроме 28 штатов существует 6 союзных территорий, Венесуэла в своей структуре кроме штатов и федерального округа имеет федеральные владения, включающие большинство принадлежащих этой стране островов. Состоящая из шести штатов Австралия обладает также тремя материковыми территориями и иными небольшими территориями.

Упомянутые примеры территориальных образований, не являющихся субъектами федерации, но являющимися частью территории государства, чаще всего управляются напрямую федеральными органами власти или же назначается специальный администратор-представитель федеральной исполнительной власти. 

В России институт федеральных территорий было бы полезно использовать с целью:

  • сокращения численности субъектов РФ для повышения управляемости страной;
  • перевода территорий, являющихся основными донорами федерального бюджета, под федеральных контроль, а как иначе выравнивать региональные диспропорции;
  • разрешения потенциальных этнических конфликтов – федеральная территория лишена этнической окраски, вопрос о титульном этносе автоматически снимается;
  • сохранения природной или культурно-исторической уникальности отдельных регионов страны.

Может быть стоит преобразовать прибрежные арктические регионы в федеральные территории. Обоснование: территориальная удаленность от основных экономических районов страны; малая численность населения; сложность освоения в виду дефицита инфраструктуры и суровости климатической зоны; стратегическое значение – запасы сырья, арктический межконтинентальный морской путь, военно-стратегическое значение.

Можно рассмотреть вариант перехода из статуса субъектов РФ в статус федеральных территорий трех нефтедобывающих автономных округов – Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Югра (ХМАО). Тем самым, решилась бы и проблема сложносоставных субъектов РФ.

Особой проработки, в силу чувствительности, заслуживает идея создания федерального округа со столичными функциями на базе территории Москвы и части Московской области (в пределах ЦКАД). Дальние – от Москвы – территории Московской области могут усилить экономический потенциал соседних субъектов РФ.

Отдельная тема – природные заповедники: КавМинВоды, Байкал, Алтай – здесь статус федеральных территорий может увязываться с федеральным же финансированием.

И наконец, Русский Север – значительные части Вологодской, Архангельской областей, Коми и Карелии – могут стать единым масштабным культурно-исторически-природным федеральным заповедником, призванным спасти уникальную русско-северную культуру. По сути, мы ее уже утратили. Так тем более с целью сохранения ее наследия стоит подумать о создании специальной федеральной территории, управляемой напрямую из центра, с соответствующим финансированием и соответствующей миссией.

Михайлов Родион Владимирович, заместитель председателя экспертного совета Фонда ИСЭПИ

Изображение

Сергей Волобуев

Сергей Волобуев

Next Post
Роль институтов общественного представительства на современном этапе

Роль институтов общественного представительства на современном этапе

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Copyright Qodeinteractive

© 2019-2023 Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа.

No Result
Показать все результаты
  • Главная
  • О платформе
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Сокоординаторы платформы
    • Экспертный совет
      • Экспертный совет — 2023
      • Экспертный совет — 2019-2022
  • Гражданская дискуссия
  • Гражданская философия
  • Гражданский экзамен
  • Контакты

© 2019-2023 Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа.

Добро пожаловать!

Войти через Facebook
Войти через Google
или

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль? Зарегистрироваться

Создать новый профиль

Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрироваться через Google
или

Заполните форму для регистрации

Все поля обязательны для заполнения Авторизоваться

Получить свой пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Авторизоваться

Add New Playlist