Дискуссия о Конституции-2020: возможные итоги и перспективы

15 января 2020 года президент России Владимир Путин дал старт общенациональной дискуссии о конституционных поправках. Мы полагаем, что результатом этой дискуссии должны стать не только итоги всероссийского голосования 22 апреля 2020 года.

Президент, инициировав поправки в Конституцию, решительно переместил конституционный дискурс с периферии общественного сознания, чуть ли не из области политического «коллективного бессознательного», – в самый его центр. И мы считаем, что это единственное подобающее место для Конституции, ее смыслов, ценностей, принципов и норм.

Мы убеждены, что гражданское конституционное правосознание и гражданская дискуссия о путях реализации конституционных ценностей должны остаться важнейшими факторами жизни гражданского общества и функционирования общественно-политической системы страны.

Актуализированные в ходе общенационального обсуждения и утвержденные всероссийским голосованием конституционные смыслы, принципы и нормы должны остаться в фокусе общественного внимания, стать:

– мерилом общественной дискуссии, как с точки зрения её характера, так и с точки зрения её содержания;

– основой для законотворческого процесса и реализации государственных политик в различных областях жизни страны.

Данные утверждения о возможной роли гражданского конституционного правосознания в общественно-политической жизни страны:

– соответствуют пониманию конституционных норм как действующих непосредственно,

–  раскрывают дополнительные возможности для реализации конституционных положений о народовластии как основе суверенитета России, о единстве системы публичной власти – выразителе национальных интересов страны, обязанности государства признавать, соблюдать и защищать высшую ценность российского общества – права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность публичной власти.

Вместе с тем, в условиях современного информационно-коммуникативного уклада, существенной характеристикой которого выступает высокий уровень информационного и смыслового «давления» и «шума», существуют серьезные риски обратного вытеснения конституционной повестки в область «коллективного бессознательного».

Поэтому уже сегодня нужно обозначить меры, призванные удержать гражданское конституционное правосознание в роли действенного фактора общественного развития и реализации национальных интересов.

К числу данных мер, на наш взгляд, относятся:

Первое. Консолидация различных общественно-мировоззренческих групп российского общества на основе идеи гражданского конституционного патриотизма. Таким образом понятая гражданская идея включает в себя:

– согласие с основами (ценностями и принципами) конституционного строя России, существо которых определяет представление о человеке как суверенной личности, наделенной неотъемлемым достоинством, разумом, свободой, ответственностью и способностью к творчеству;

– лояльность современному российскому государству и его правовой системе (что отнюдь не исключает критики или реформистских устремлений, если они соответствуют принятым и легитимным процедурам таковых);

– стремление соединять в своей гражданской деятельности принципы плюрализма и политической конкуренции с взаимным уважением граждан России как наследников и продолжателей ее культуры, установкой на диалог, взаимопонимание, компромисс и сотрудничество;

– понимание патриотизма прежде всего как исполнения гражданином суммы своих конституционных обязанностей, к числу которых, помимо уплаты налогов и защиты Отчества, относятся забота о старших и младших поколениях, сохранение культурного и природного наследия России.

Как следствие, например, необходимо решительное переформатирование комплекса государственных политик в области гражданско-правового и патриотического «воспитания» общества. Представляется недопустимой сегодняшняя ситуация, когда целевые программы патриотического воспитания новых поколений полностью лишены гражданского и правового измерения, соответствующих просветительских практик. В данной связи, речь должна идти о корректировке государственной культурной, национальной и гуманитарной политики, правке и объединении ряда конкретных федеральных целевых программ в целях созидания подлинного гражданского единства на основе ключевых ценностей и целей развития страны.

Второе. Сформировать институт диалога гражданского общества и Конституционного Суда. Согласно Конституции, именно Конституционный Суд является «конечной инстанцией» определяющей толкование конституционных норм права для государства и общества. Практика толкования правовых норм Конституционным Судом является основным механизмом, который обеспечивает переток смыслов и ценностей из сферы философии, науки, религии, культуры в сферу права и государственного управления. В условиях новейших вызовов, в ситуации формирования нового технологического уклада и цифровой системы управления, нарастания числа гуманитарных рисков и правовых коллизий, в том числе между нормами российского и международного права, расширения полномочий Конституционного Суда в части проведения экспертизы принятых парламентом законов на предмет их соответствия Конституции,  востребованность данной функции Конституционного Суда будет стремительно расти.

Соответственно, должна будет расширяться повестка для диалога Конституционного Суда и различных общественных групп, представляющих мировоззренческие платформы российского общества.

Отметим, что речь не всегда должна идти именно о судебной процедуре толкования. В целом, для укрепления гражданского конституционного самосознания и для обеспечения постоянной ценностно-смысловой «подпитки» законотворческой и управленческой практики, важно само наличие практики диалога гражданского общества и Конституционного Суда. Кристаллизующиеся в ходе такового диалога согласованные позиции могут быть ориентирами при определении приоритетов развития страны, в деятельности органов законодательной, исполнительной власти, даже не обретая формы официального судебного решения.

Институциональную основу такого диалога может составить научно-экспертный совет, действующий при Аппарате Конституционного Суда, возможность создания которого предусмотрена действующим Регламентом Конституционного Суда и необходимость формирования которого может быть зафиксирована в новой редакции закона о Конституционном Суде, принятие которого будет определено результатами всероссийского голосования 22 апреля 2020 года.

По сути, научно-экспертный совет, действующий при Аппарате Конституционного Суда, может стать ключевой площадкой, которая обеспечит открытое и профессиональное обсуждение важнейших с точки зрения национальных интересов коллизий в сфере защиты прав и свобод граждан и государственного управления. Именно в этом формате должны обсуждаться и решаться вопросы о принципах использования новых технологий (включая искусственный интеллект), о человеческой идентичности и т.д. Все новейшие вызовы должны получить ответ, значимый в общенациональном масштабе, на данной площадке, которая может быть сформирована из числа видных представителей различных мировоззренческих групп нашего общества, профессиональных сообществ. Ее работа должна быть публичной, доступной для широких кругов граждан, она послужит усилению экспертного обеспечения деятельности Конституционного Суда, информационному освещению его работы, донесению до наших сограждан позиции Конституционного Суда, его ключевых решений, затрагивающих права и свободы человека, принципы государственного строительства и практику применения этих принципов в государственном и муниципальном управлении всех уровней.

Третье. Продолжить и расширить общественно-государственный диалог в целях упорядочивания концептуального корпуса документов в области обеспечения национальной безопасности и стратегического планирования (особенно в их ценностной и смысловой части).

Речь идёт о комплексе действующих концепций, доктрин и стратегий национального развития. А также – о пробелах и коллизиях в этих документах. Например:

– основополагающий документ, определяющий цели и основные направления развития российского образования- Национальная доктрина образования в Российской Федерации – был признан утратившим силу в 2014 году Постановлением Правительства РФ. С тех пор российская система образования не имеет основополагающего отраслевого документа стратегического планирования, необходимость которого предусмотрена ФЗ «О стратегическом планировании»;

– согласно действующей Доктрине информационной безопасности Российской Федерации к числу национальных интересов в информационной сфере в полном соответствии с Конституцией отнесены обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий, обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Однако дискуссия о путях реализации данных положений, о методах формирования информационно-культурной среды жизни общества, соответствующей презумпциям человеческого и культурного достоинства гражданина России, остается перспективной задачей. В ходе этой дискуссии должны быть осмыслены фундаментальные цивилизационные опасности для России и возможные пути их предотвращения. Здесь, в первую очередь, необходима проработка вопросов, связанных, с одной стороны, с необходимостью защиты свободы человека и свободы его самовыражения, с другой стороны, с необходимостью защиты этой свободы от монополизации публичного медийного и интернет-пространства различными идеологически ангажированными группами. На практике это должно означать разработку концепции сосуществования различных идеологических течений в рамках единого информационного пространства. Эти вопросы должны быть решены не только на правовом уровне, но, в первую очередь, на экспертном и философском уровне понимания того, как могут сосуществовать естественно-научные, гуманитарные, религиозные и другие формы знания, не подавляя, а дополняя друг друга. Это же можно отнести и к проблеме сохранения культурных традиций народов Российской Федерации при одновременном уважении к культурным и иным традициям народов мира.

В результате осмысления обозначенных проблем, а также иных проблем в сфере стратегического планирования, должна быть выстроена целостная иерархическая система ключевых документов стратегического планирования страны, в основу которой будут положены актуализированные в ходе новейшей дискуссии и всероссийского голосования конституционные принципы, а также принципы защиты национальных интересов, нашедшие свое концептуально-правовое воплощение в Стратегии национальной безопасности России и иных документах стратегического планирования.

Очевидно, что предложенные меры не исчерпывают перечень возможностей для гражданского общества и общественно-политической системы России, открытых дискуссией о Конституции, однако составляют в сумме необходимый базис для  превращения гражданского конституционного правосознания в движущий фактор развития страны.

Волобуев Сергей Григорьевич, координатор проекта «Гражданский экзамен», эксперт Центра социально-консервативной политики

Короткевич Алексей Сергеевич, сокоординатор проекта «Гражданский экзамен»

Поляков Леонид Владимирович, профессор НИУ ВШЭ, член совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте Российской Федерации, председатель Экспертного совета проекта «Гражданский экзамен»

Рудаков Александр Борисович, политолог, эксперт Центра гуманистической экологии и культуры, член Экспертного совета проекта «Гражданский экзамен»

Соловьев Никита Александрович, кандидат физико-математических наук, член Экспертного совета проекта «Гражданский экзамен»

Шашкин Павел Александрович, доцент Института права и национальной безопасности РАНХиГС, кандидат философских наук, член Экспертного совета проекта «Гражданский экзамен»

Фото