Федеральные государственные образовательные стандарты и «обучение» в области безопасности жизнедеятельности

Ежегодно в России дети (0-17 лет) получают более 3 миллионов травм. Внешние причины – основная причина смерти в трудоспособном возрасте.По расчетам специалистов, около 70% причин смертности детей (1-14 лет) и 85% причин смертности подростков (15-19 лет) являются предотвратимыми. Чтобы снизить количество смертей и травм детей, необходимо их вооружить соответствующими знаниями в области безопасности жизнедеятельности, а также сформировать положительное отношение к нормам безопасности.

Для целенаправленного, непрерывного обучения в области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасности у детей и молодежи в образовательных учреждениях РФ были введены учебные дисциплины “Безопасность жизнедеятельности” (БЖД) в вузах и “Основы безопасности жизнедеятельности” (ОБЖ) в школе. Проведенное в 2007 г. национальное исследование качества образования по ОБЖ показало, что только 27% детей (обучающихся 6 классов) ответственно относятся к вопросам собственной безопасности. По результатам тестирования выяснилось, что более 80% обучающихся 8-9 классов (более 50 тысяч человек!) получили отметки «2» и «3». На предложение Рособрнадзора «ввестиобязательное изучение ОБЖ с 5-6 класса» в министерстве образования не обратили внимания. Исследование качества образования по БЖД в вузах не проводилось, но, зная состояние дел в этой сфере, можно предположить, что результат будет таким же плачевным.

Требования к результатам обучения по учебным предметам определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Однако для обучения в области безопасности личности, общества и государства есть отличие – некоторые требования к ФГОС и к содержанию обучения прописаны в нормативно-правовых документах:

– Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [1];

– Федеральный закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ «О гражданской обороне» [2];

– Постановление Государственной Думы РФ от 22 сентября 2004 г. № 955-IV ГД «О первооче­редных задачах по обеспечению безопасности граждан Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации в условиях активизации деятельности международного тер­роризма на территории Российской Федерации» [3];

– Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [4];

– Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» [5].

В соответствии с указанными документами, обучению в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны подлежат обучающиеся общего (кроме дошкольного уровня) и профессионального образования (кроме обучающихся по программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) [4, 5]. При разработке ФГОС и примерных основных образовательных программ требуется обеспечить получение подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций [4], предусмотреть обязательный минимум учебной нагрузки по учебному предмету “Основы безопасности жизнедеятельности”, рассчитанной на учащихся всех возрастных категорий, обеспечить развитие образовательной области “Безопасность жизнедеятельности” за счет разработки концепции содержания учебных предметов “Основы безопасности жизнедеятельности” и “Безопасность жизнедеятельности”, отражающей современные проблемы безопасности» [3].

Задачи и, следовательно, содержание обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны определены в федеральных законах [1, 2], в частности, обучающиеся должны уметь:

– действовать в случае угрозы возникновения и возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

– действовать при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе при пожарах;

– действовать по сигналам оповещения;

– оказывать первую помощь пострадавшим;

– пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты;

– выполнять требования пожарной безопасности.

По замыслу законодателей, в России должно быть создано «единое образовательное пространство в области безопасности личности, общества и государства» [3], а перечисленные выше требования – составить нормативно-правовую основу содержания образования. Как исполняются эти требования?

В нарушение требований Федеральных законов [1, 2] на уровне начального общего образования обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны:

– в 2004 году предмет ОБЖ исключили из начального образования (нарушение Постановления Государственной Думы РФ [3]), а из содержания, которое «передали» предмету «Окружающий мир» исчезли темы «действия по сигналам оповещения, изучение правил пользования индивидуальными средствами защиты, выполнение правил поведения при эвакуации в случае чрезвычайной ситуации в образовательной организации» (Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089).

– в 2009 г. исчезли темы «Первая помощь при легких травмах», «Безопасное поведение на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре», «Личная гигиена» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373).

– в 2019 г. в проекте ФГОС третьего поколения исчезло упоминание об «опасных и чрезвычайных ситуациях», а также о «здоровом и безопасном образе жизни»… Остались лишь вопросы безопасности в быту, на дороге, в транспорте, в сети интернет, а также профилактика вредных привычек.

В основном общем образовании одной из главных проблем обучения в области безопасности жизнедеятельности является нехватка учебного времени. В обязательном порядке ОБЖ ведется только в 8 и 9 классах по 1 часу в неделю. Такой объем учебных часов не позволяет «обеспечить получение» гражданами страны требуемой подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций [4]. Обязательный минимум учебной нагрузки по учебному предмету “Основы безопасности жизнедеятельности” в образовательных стандартах по-прежнему не прописан. Из-за небольшой нагрузки квалифицированные учителя ОБЖ уходят из школы, унося с собой бесценный багаж знаний и опыта. Оставшаяся небольшая нагрузка по ОБЖ директорами школ распределяется внутри образовательной организации между учителями-предметниками, не имеющими специальной подготовки. Концепция содержания предмета ОБЖ отсутствует (принятый 30 декабря 2018 г. документ является «концепцией преподавания предмета ОБЖ»).

На уровне профессионального высшего образования дисциплина БЖД реализуется в обязательном порядке только в программах бакалавриата и отсутствует в программах магистратуры, что является нарушением Постановления Правительства РФ [5]. Концепция содержания дисциплины БЖД отсутствует. Так как обязательный минимум учебной нагрузки не прописан, наблюдается практика снижения учебной нагрузки по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» до 1-2 зачетных единиц, что не позволяет «…обеспечить получение подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций». Формулировка универсальной компетенции «Безопасность жизнедеятельности» (код УК-8) «Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций»во ФГОС высшего образования не соответствует требованиям нормативно-правовых документов [1,2,4,5].

Таким образом, из-за многочисленных нарушений требований нормативно-правовых документов по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны  уровень подготовки обучающихся в области безопасности жизнедеятельности неуклонно снижается. Про предмет ОБЖ вспоминают только тогда, когда произойдет какое-нибудь резонансное ЧП с гибелью детей. ОБЖ подвергается критике, но никто (ни в школах, ни в Минпросвещения) не меняет ситуацию в лучшую сторону. Даже сейчас, в условиях всемирного распространения коронавируса, в СМИ встречаются призывы «раньше времени закончить обучение детей по предметам, не подлежащим государственной итоговой аттестации, в том числе, по ОБЖ». Но ведь именно сейчас нужно просвещать население (и детей тоже!) по сложившейся ситуации, формировать у них осознанное отношение к личной, общественной и национальной безопасности.

На протяжении последних двух десятилетий Россия несет значительные демографические и социально–экономические потери, обусловленные высокой смертностью и болезненностью населения в трудоспособном возрасте. Они оказывают значительное влияние не только на продолжительность жизни, но и на обеспеченность общества рабочей силой, демографическую нагрузку, производство, а также благосостояние граждан. В данной связи,  полная реализация установленных законодательством требований к образованию и просвещению граждан в области безопасности жизнедеятельности:

– выступает стратегическим императивом общественного развития;

– соответствует фундаментальным ценностям и принципам Конституции Российской Федерации.

Гафнер Василий Викторович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Уральского государственного педагогического университета, член “Экзаменационной комиссии” – экспертного совета проекта “Гражданский экзамен”

Изображение