Гражданский экзамен – 2020. История и культурное наследие России. Великая Отечественная война.

Судьба и внутренний мир человека в годы войны, память о войне в литературе и кинематографе, воля к миру и созиданию – темы вопросов “Гражданского экзамена” к 75-летию Великой Победы.

378 голосов, 4.6 в среднем
11617

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. История и культурное наследие России. Гражданский экзамен-2020.

1 / 14

«Никто не забыт, ничто не забыто» - эти слова, ставшие символом народной памяти о Великой Отечественной войне, сказаны поэтессой

Ольга Фёдоровна Берггольц (3 мая 1910 год, Санкт-Петербург — 13 ноября 1975 года, Ленинград) — русская советская поэтесса, прозаик и драматург, журналист, член Союза писателей СССР. В 1938 году репрессирована — проходила по делу «Литературной группы», реабилитирована в 1939 году. Лауреат Сталинской премии (1951, за поэму «Первороссийск»), кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени.

Её имя неразрывно связано с историей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и с блокадой Ленинграда. Её имя навсегда осталась в списке работников Ленинградского радио, а по всей России её словами отождествляется память о Великой Отечественной войне, память о жертвах самой страшной и кровавой войны в истории человечества. Она всюду и всегда незримо присутствует с нами, когда мы вспоминаем войну, когда мы празднуем Великую Победу над германским фашизмом. Но эта женщина была немкой, российской немкой, но русской душой и с русским характером. Только беда в том, что в нашей стране многие представители старшего поколения не признают в ней немецкую кровь, они не верят, что нерусский человек способен мыслить по-русски и тем более написать величайшие строки, которые лучше всяких слов выражают всероссийскую боль и страдание, печаль и память о погибших на этой войне:

«Здесь лежат ленинградцы
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград.
Колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита
Но знай, внимающий этим камням
НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!»

Конечно строки эти из знаменитой торжественной эпитафии «Пискаревский мемориал», которые высечены на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища. Именно здесь покоятся 470 000 ленинградцев, умерших от голода, погибших от артобстрелов и бомбежек, павших в боях при защите города на Ленинградском фронте.

 

Ольга Фёдоровна Берггольц (3 мая 1910 год, Санкт-Петербург — 13 ноября 1975 года, Ленинград) — русская советская поэтесса, прозаик и драматург, журналист, член Союза писателей СССР. В 1938 году репрессирована — проходила по делу «Литературной группы», реабилитирована в 1939 году. Лауреат Сталинской премии (1951, за поэму «Первороссийск»), кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени.

Её имя неразрывно связано с историей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и с блокадой Ленинграда. Её имя навсегда осталась в списке работников Ленинградского радио, а по всей России её словами отождествляется память о Великой Отечественной войне, память о жертвах самой страшной и кровавой войны в истории человечества. Она всюду и всегда незримо присутствует с нами, когда мы вспоминаем войну, когда мы празднуем Великую Победу над германским фашизмом. Но эта женщина была немкой, российской немкой, но русской душой и с русским характером. Только беда в том, что в нашей стране многие представители старшего поколения не признают в ней немецкую кровь, они не верят, что нерусский человек способен мыслить по-русски и тем более написать величайшие строки, которые лучше всяких слов выражают всероссийскую боль и страдание, печаль и память о погибших на этой войне:

«Здесь лежат ленинградцы
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград.
Колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита
Но знай, внимающий этим камням
НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!»

Конечно строки эти из знаменитой торжественной эпитафии «Пискаревский мемориал», которые высечены на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища. Именно здесь покоятся 470 000 ленинградцев, умерших от голода, погибших от артобстрелов и бомбежек, павших в боях при защите города на Ленинградском фронте.

 

 

2 / 14

Появление этого стихотворного произведения о Великой Отечественной войне писатели «Серебряного века» восприняли по-разному. Например, Анна Ахматова назвала его «легкими стишками» для военного времени, а Иван Бунин высоко его оценил, особенно язык произведения. О каком стихотворном произведении идет речь?

«Василий Тёркин» (другое название — «Книга про бойца») — поэма Александра Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою — Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны. Поэма начала печататься с продолжением в газетном варианте с 1942 года и была закончена в 1945 году.

Ни одна армия мира не имела такого произведения, как "Василий Тёркин", - книги, создававшейся во время войны для воюющих солдат. Солдаты писали автору: "Тов. Твардовский! Почему нашего Василия Тёркина ранило? Как он попал в госпиталь? Ведь он так удачно сшиб фашистский самолёт и ранен не был. Что он, простудился и с насморком попал в госпиталь? Так наш Тёркин не таковский парень. Так нехорошо, не пишите так про Тёркина. Тёркин должен быть всегда с нами на передовой, весёлым, находчивым, смелым и решительным малым. С приветом! Ждём скорее из госпиталя Тёркина"… Читательские письма шли к А. Т. Твардовскому всю войну, а потом и после её окончания, вплоть до самой смерти автора "Книги про бойца".

 

 

«Василий Тёркин» (другое название — «Книга про бойца») — поэма Александра Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою — Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны. Поэма начала печататься с продолжением в газетном варианте с 1942 года и была закончена в 1945 году.

Ни одна армия мира не имела такого произведения, как "Василий Тёркин", - книги, создававшейся во время войны для воюющих солдат. Солдаты писали автору: "Тов. Твардовский! Почему нашего Василия Тёркина ранило? Как он попал в госпиталь? Ведь он так удачно сшиб фашистский самолёт и ранен не был. Что он, простудился и с насморком попал в госпиталь? Так наш Тёркин не таковский парень. Так нехорошо, не пишите так про Тёркина. Тёркин должен быть всегда с нами на передовой, весёлым, находчивым, смелым и решительным малым. С приветом! Ждём скорее из госпиталя Тёркина"… Читательские письма шли к А. Т. Твардовскому всю войну, а потом и после её окончания, вплоть до самой смерти автора "Книги про бойца".

 

 

3 / 14

В 1942 году портрет одного из советских композиторов в пожарной каске был помещен на обложку журнала «Time» как символ сопротивления нашего народа нашествию фашистских захватчиков. Это был портрет композитора

Композитор в пожарной каске

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (12 сентября 1906, Санкт-Петербург — 9 августа 1975, Москва) — выдающийся советский композитор, пианист, дирижёр, педагог и общественный деятель. Герой социалистического труда (1966), лауреат Сталинских премий, Государственных премий и Ленинской премии.

"Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!" - писал летом 1942 года американский музыкальный критик. После того, как Седьмая - "Ленинградская" - симфония прозвучала в Америке и Великобритании, английский журнал "Time" вышел с портретом Шостаковича на обложке: композитор был изображен в каске пожарного на фоне пылающего Ленинграда...

Седьмая симфония Шостаковича (Ленинградская) – это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу.

Историю создания Симфонии №7 Шостаковича, имеющей название «Ленинградская», содержание и множество интересных фактов о произведении читайте на нашей странице.

Автор вспоминал о собственной работе над произведением: «Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

 

 

Композитор в пожарной каске

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (12 сентября 1906, Санкт-Петербург — 9 августа 1975, Москва) — выдающийся советский композитор, пианист, дирижёр, педагог и общественный деятель. Герой социалистического труда (1966), лауреат Сталинских премий, Государственных премий и Ленинской премии.

"Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!" - писал летом 1942 года американский музыкальный критик. После того, как Седьмая - "Ленинградская" - симфония прозвучала в Америке и Великобритании, английский журнал "Time" вышел с портретом Шостаковича на обложке: композитор был изображен в каске пожарного на фоне пылающего Ленинграда...

Седьмая симфония Шостаковича (Ленинградская) – это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу.

Историю создания Симфонии №7 Шостаковича, имеющей название «Ленинградская», содержание и множество интересных фактов о произведении читайте на нашей странице.

Автор вспоминал о собственной работе над произведением: «Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

 

 

4 / 14

На фронте этот советский поэт был политруком, военным корреспондентом. В 1942г. он попал в плен. Долгое время о его судьбе ничего не было известно. Однако после войны его произведения, написанные в фашистских застенках, вернулись на Родину. В 1956г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза за организацию сопротивления в плену (посмертно), а в 1957г. ему была присвоена Ленинская премия. Этим поэтом был

Джалиль Муса (Залилов Муса Мустафович) (02.02.1906, д. Мустафино Оренбургской губернии – 25.08.1944) – поэт, герой Советского Союза.

Поэтическое творчество этого человека стало гимном бессмертию, героизму и стойкости. Муса Джалиль, Герой Советского Союза, остался в памяти народа как великий певец родной земли и несгибаемый патриот, погибший за родину в фашистских застенках.

Скупые строки его биографии гласят: Залилов Муса Мустафович (литературный псевдоним — Муса Джалиль) — татарский поэт, герой-антифашист; корреспондент армейской газеты "Отвага" 2-й ударной армии Волховского фронта, старший политрук.

Признание на государственном уровне настигло Мусу Джалиля уже после смерти. Обвиненному в предательстве поэту воздали по заслугам благодаря неравнодушным поклонникам его лирики. Со временем пришел черед и премиям, и званию Героя Советского Союза. Но настоящим памятником несломленному патриоту, помимо возвращения честного имени, стал неугасаемый интерес к творческому наследию. По прошествии лет сохраняют актуальность слова о Родине, о друзьях, о любви.

 

Варварство (1943)

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…

Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—

И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

 

Джалиль Муса (Залилов Муса Мустафович) (02.02.1906, д. Мустафино Оренбургской губернии – 25.08.1944) – поэт, герой Советского Союза.

Поэтическое творчество этого человека стало гимном бессмертию, героизму и стойкости. Муса Джалиль, Герой Советского Союза, остался в памяти народа как великий певец родной земли и несгибаемый патриот, погибший за родину в фашистских застенках.

Скупые строки его биографии гласят: Залилов Муса Мустафович (литературный псевдоним — Муса Джалиль) — татарский поэт, герой-антифашист; корреспондент армейской газеты "Отвага" 2-й ударной армии Волховского фронта, старший политрук.

Признание на государственном уровне настигло Мусу Джалиля уже после смерти. Обвиненному в предательстве поэту воздали по заслугам благодаря неравнодушным поклонникам его лирики. Со временем пришел черед и премиям, и званию Героя Советского Союза. Но настоящим памятником несломленному патриоту, помимо возвращения честного имени, стал неугасаемый интерес к творческому наследию. По прошествии лет сохраняют актуальность слова о Родине, о друзьях, о любви.

 

Варварство (1943)

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…

Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—

И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

 

5 / 14

Среди обладателей престижной награды Американской киноакадемии – премии «Оскар» - в годы войны был советский фильм

Разгром немецких войск под Москвой (1942) документальный фильм

В ноябре 1941 года Сталиным принято решение сделать документальный фильм о боях под Москвой. В съёмках участвовали кинооператоры ЦСДФ. Фильм получил Сталинскую премию.

Документальный фильм вышел на экраны Москвы 18 февраля 1942 года.

В фильме представлены события периода октября 1941 — января 1942, рассказывающие о защитниках города Москвы. В фильме есть кадры подготовки обороны Москвы (патрулирование города, запуск аэростатов, сооружение баррикад и укреплений, приём добровольцев в истребительные отряды, производство вооружений и боеприпасов, колонны красноармейцев и бронетехники на улицах Москвы), работы войск ПВО в Москве, кадры боёв на подступах к Москве, Тулы, Сталиногорска (Новомосковск), кадры уничтоженных деревень, убитых мирных жителей и советских военнопленных, а также кадры разбитой немецкой бронетехники, убитых и пленных немецких солдат.

В фильме прозвучали фрагменты речи Сталина. В кадр попали генерал армии Г.К. Жуков, генерал-лейтенант Арсеньев, генерал К.К. Рокоссовский, генерал И.В. Болдин, генерал Кузнецов, генерал Л.А. Говоров, генерал И.С. Конев и многие другие. Отдельные сюжеты посвящены церемонии вручения 1-му гвардейскому кавкорпусу гвардейского знамени, последствиям разграбления немецкими войсками дома-музея Чайковского в Клину и музея-усадьбы «Ясная поляна».

Для показа в США фильм был адаптирован для американского зрителя: переозвучен и перемонтирован. Название заменили на «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»). Фильм получил в США специальные премии — Национального совета кинокритиков США и Сообщества кинокритиков Нью-Йорка за лучший документальный фильм о войне в 1942 году. В США фильм был одним из четырех победителей на 15-й церемонии вручения премии «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».  Это был первый в СССР «Оскар».

 

 

Разгром немецких войск под Москвой (1942) документальный фильм

В ноябре 1941 года Сталиным принято решение сделать документальный фильм о боях под Москвой. В съёмках участвовали кинооператоры ЦСДФ. Фильм получил Сталинскую премию.

Документальный фильм вышел на экраны Москвы 18 февраля 1942 года.

В фильме представлены события периода октября 1941 — января 1942, рассказывающие о защитниках города Москвы. В фильме есть кадры подготовки обороны Москвы (патрулирование города, запуск аэростатов, сооружение баррикад и укреплений, приём добровольцев в истребительные отряды, производство вооружений и боеприпасов, колонны красноармейцев и бронетехники на улицах Москвы), работы войск ПВО в Москве, кадры боёв на подступах к Москве, Тулы, Сталиногорска (Новомосковск), кадры уничтоженных деревень, убитых мирных жителей и советских военнопленных, а также кадры разбитой немецкой бронетехники, убитых и пленных немецких солдат.

В фильме прозвучали фрагменты речи Сталина. В кадр попали генерал армии Г.К. Жуков, генерал-лейтенант Арсеньев, генерал К.К. Рокоссовский, генерал И.В. Болдин, генерал Кузнецов, генерал Л.А. Говоров, генерал И.С. Конев и многие другие. Отдельные сюжеты посвящены церемонии вручения 1-му гвардейскому кавкорпусу гвардейского знамени, последствиям разграбления немецкими войсками дома-музея Чайковского в Клину и музея-усадьбы «Ясная поляна».

Для показа в США фильм был адаптирован для американского зрителя: переозвучен и перемонтирован. Название заменили на «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»). Фильм получил в США специальные премии — Национального совета кинокритиков США и Сообщества кинокритиков Нью-Йорка за лучший документальный фильм о войне в 1942 году. В США фильм был одним из четырех победителей на 15-й церемонии вручения премии «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».  Это был первый в СССР «Оскар».

 

 

6 / 14

Премьера этой песни состоялась в Колонном зале Дома Союзов в 1938г. А во время Великой Отечественной войны началась ее «вторая жизнь». Её даже называли «оружием», которое способствует поднятию народного духа. Эта песня

Катюша - Расцветали яблони и груши

Автор музыки — Блантер, Матвей Исаакович, автор слов — Михаил Исаковский. Впервые исполнена 27 ноября 1938 года Валентиной Батищевой в Колонном зале Дома союзов под аккомпанемент оркестра Виктора Кнушевицкого. Позже песню исполняли Лидия Русланова, Георгий Виноградов, Вера Красовицкая, Сара Горби, Жасмин.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.

Ой ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед:
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.

 

Катюша - Расцветали яблони и груши

Автор музыки — Блантер, Матвей Исаакович, автор слов — Михаил Исаковский. Впервые исполнена 27 ноября 1938 года Валентиной Батищевой в Колонном зале Дома союзов под аккомпанемент оркестра Виктора Кнушевицкого. Позже песню исполняли Лидия Русланова, Георгий Виноградов, Вера Красовицкая, Сара Горби, Жасмин.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.

Ой ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед:
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.

 

7 / 14

В годы войны большой популярностью пользовались «Окна ТАСС». Яркие сатирические изображения сопровождались хлесткими текстами или стихами. Инициатива создания «Окон ТАСС» принадлежала

Творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903–1991), Порфирий Крылов (1902–1990) и Николай Соколов (1903–2000).

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Художники работали всегда вместе, в этом и заключался феномен их коллективного творчества. Наибольшую известность «Кукрыниксам» принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры, шаржи, плакаты и книжные иллюстрации, созданные в характерном сатирическом стиле.

Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и «Окна ТАСС», созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941–1945, сочетающие в символически-обобщённых образах злую сатиру и героизм («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941). Значительной политической силой обладают и послевоенные работы Кукрыниксов, обличающие поджигателей войны, империалистов, врагов мира и социализма. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксы удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965).

 

Творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903–1991), Порфирий Крылов (1902–1990) и Николай Соколов (1903–2000).

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Художники работали всегда вместе, в этом и заключался феномен их коллективного творчества. Наибольшую известность «Кукрыниксам» принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры, шаржи, плакаты и книжные иллюстрации, созданные в характерном сатирическом стиле.

Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и «Окна ТАСС», созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941–1945, сочетающие в символически-обобщённых образах злую сатиру и героизм («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941). Значительной политической силой обладают и послевоенные работы Кукрыниксов, обличающие поджигателей войны, империалистов, врагов мира и социализма. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксы удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965).

 

8 / 14

«Я считал, что стихи – мое личное дело… Но потом, несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком Севере и когда метели и непогода иногда заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке или в занесенном снегом бревенчатом домике в эти часы, чтобы скоротать время, мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете керосиновой коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги именно это стихотворение, которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека. Именно этот факт, что люди переписывали это стихотворение, что оно доходило до их сердца, заставил меня через полгода напечатать его в газете». Это слова

К. Симонов увидел войну своими глазами в качестве военного корреспондента еще в 1939 г. на Халхин-Голе. Вскоре после этого он отправляется на фронт Финской кампании. Поэт и писатель получил трагический опыт жесткой военной реальности. После нападения Германии он ждал демобилизации и летом 1941 г. написал стихотворение «Жди меня, и я вернусь».

Произведение обращено к реальному человеку – возлюбленной Симонова В. Серовой. Женщина была вдовой и поначалу решительно отвергала ухаживания писателя. Разразившаяся война изменила ее отношение. Многократно возросла ценность жизни и случайность смерти.

Константин Симонов — Жди меня, и я вернусь: Стих

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

 

К. Симонов увидел войну своими глазами в качестве военного корреспондента еще в 1939 г. на Халхин-Голе. Вскоре после этого он отправляется на фронт Финской кампании. Поэт и писатель получил трагический опыт жесткой военной реальности. После нападения Германии он ждал демобилизации и летом 1941 г. написал стихотворение «Жди меня, и я вернусь».

Произведение обращено к реальному человеку – возлюбленной Симонова В. Серовой. Женщина была вдовой и поначалу решительно отвергала ухаживания писателя. Разразившаяся война изменила ее отношение. Многократно возросла ценность жизни и случайность смерти.

Константин Симонов — Жди меня, и я вернусь: Стих

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

 

9 / 14

Одной из примет военного времени были ежедневные сообщения о ходе боевых действий – «сводки Совинформбюро» (Советского информационного бюро). По радио их читал известный советский диктор Юрий Борисович Левитан. Из какого города в 1941-1943гг. читались эти сводки?

Юрий Борисович Левитан (первоначальное имя — Юдка Беркович Левитан; 19 сентября 1914, Владимир — 4 августа 1983, Бессоновка, Белгородская область) — диктор Всесоюзного радио (с 1931г.) Государственного комитета СМ СССР по телевидению и радиовещанию. Входил в число деятелей культуры СССР, пользовавшихся покровительством Сталина,— только ему Сталин доверял зачитывать по радио свои указы и приказы. Народный артист СССР (1980).

Голос этого человека стал поистине легендарным, принеся его обладателю славу, почет и построив успешную профессиональную карьеру. Редкий талант, даже дар, сделал Юрия Левитана гостем в каждом доме на территории всего советского союза. Он приносил в каждую семью радостные и грустные новости, сообщал информацию о важных документах государственного значения.

Диктор Левитан стал голосом целой эпохи в истории страны, пережив вместе со всеми одно из самых тяжелых испытаний, которое доводилось преодолевать советскому народу. Фраза «Говорит Москва» стала фирменной карточкой Юрия Борисовича.

 

 

Юрий Борисович Левитан (первоначальное имя — Юдка Беркович Левитан; 19 сентября 1914, Владимир — 4 августа 1983, Бессоновка, Белгородская область) — диктор Всесоюзного радио (с 1931г.) Государственного комитета СМ СССР по телевидению и радиовещанию. Входил в число деятелей культуры СССР, пользовавшихся покровительством Сталина,— только ему Сталин доверял зачитывать по радио свои указы и приказы. Народный артист СССР (1980).

Голос этого человека стал поистине легендарным, принеся его обладателю славу, почет и построив успешную профессиональную карьеру. Редкий талант, даже дар, сделал Юрия Левитана гостем в каждом доме на территории всего советского союза. Он приносил в каждую семью радостные и грустные новости, сообщал информацию о важных документах государственного значения.

Диктор Левитан стал голосом целой эпохи в истории страны, пережив вместе со всеми одно из самых тяжелых испытаний, которое доводилось преодолевать советскому народу. Фраза «Говорит Москва» стала фирменной карточкой Юрия Борисовича.

 

 

 

10 / 14

Термином «Писательская рота» обозначается

Писательская рота - уникальная рота из представителей Союза советских писателей СССР в 8-ой (Краснопресненской) дивизии народного ополчения. Писательской роте посвящены несколько книг, большое число рассказов. Многие писатели, попавшие в полк, к 1941 году уже были авторами известных книг, многие стали известны после войны.
В списках 2-ой роты 1-го батальона 22 (1299) СП 8 ДНО - "русский белоцарственник" философ Лев Шифферс, кумык Камиль Султанов, Борис Гроссман, журналист Юрий Либединский, физик Сафразбекьян Джавад и многие другие..
Список роты больше напоминал библиотечный каталог, чем списочный состав стрелкового подразделения. В составе 22-го артиллерийского полка под Вязьмой воевала единственная (!) в мировой истории войн «писательская рота».
Она состояла из писателей, очень полюбившихся народу – Павел Бляхин, автор тех самых "Красных дьяволят", что впоследствии из книги перешагнут в кино. Вместе с ним писатель Юрий Либединский, венгр Белла Иллеш, Рувим Фраерман, чья книга "Дикая собака Динго или Повесть о первой любви" стала ныне библиотечной редкостью. Здесь же были замечательный русский поэт Иван Никанорович Молчанов. Его коллеги Павел Железнов, Сергей Островой. Среди бойцов-ополченцев были также: будущая литературная звезда автор знаменитой повести «Звезда» Эммануил Казакевич, один из основателей журнала «Огонек», прошедший путь от фронтового разведчика до помначальника разведотдела армии, бравшей Берлин; Сергей Островой, Степан Злобин, Виктор Розов.
В ее списках значились автор «Волоколамского шоссе» и «Нового назначения» Александр Бек (писателя в дивизии прозвали «бравый солдат Бек», иногда его называли Швейком); будущий автор многострадального романа «Жизнь и судьба» Василий Гроссман; поэт Борис Слуцкий, Ефим Зозуля; писатель Даниил Данин, который описал историю своего спасения из окружения под Вязьмой в книге «Бремя стыда»; автор увлекательных исторических книг (из них наиболее нашумевшая - «Потаенный Радищев») Георгий Шторм; Глеб Глинка - потомок знаменитого смоленского рода Глинок, участник группы «Перевал», а также наш земляк Иван Жига - инициатор создания журнала «Рабоче-крестьянский корреспондент»…
Однажды на команду нового командира роты выйти на три шага вперед землекопам, плотникам и поварам никто не вышел, так как новобранцы не владели этими профессиями. На что Александр Бек громко крикнул: «Тут больше имажинисты, товарищ лейтенант!» Командир с досады махнул рукой: «Машинисты мне не нужны...» Полк попал в Вяземский котел, почти все бойцы погибли, остальные попали в плен.
Список бойцов-литераторов писательских рот

Аверьянов, Вячеслав Андреевич (1897—1941), драматург

Афанасьев, Вячеслав Николаевич (1903—1943), поэт

Афрамеев, Николай Сергеевич (1894—1942), писатель

Базилевский, Натан Григорьевич (1897—1965), драматург

Бек, Александр Альфредович (1902—1972), писатель

Бляхин, Павел Андреевич (1886—1961), писатель

Бобрышев, Василий Тихонович (1900—1941), редактор

Вакс, Борис Арнольдович (1889—1941), драматург

Вильям-Вильмонт, Николай Николаевич (1901—1986), переводчик

Винер, Меер Зелигович (1893—1941), писатель и литературовед

Волосов, Марк Григорьевич (1895—1941), переводчик

Гурштейн, Арон Шефтелевич (1895—1941), литературный критик

Данин, Даниил Семёнович (1914—2000), писатель

Дубровин, Василий Дмитриевич (1897—1941), писатель

Жаткин, Пётр Лазаревич (1894—1968), драматург

Железнов, Павел Ильич (1907—1987), поэт

Жига, Иван Федорович (1895—1949), писатель

Жучков, Андрей, поэт

Замчалов, Григорий Емельянович (1901—1941), детский писатель

Злобин, Степан Павлович (1903—1965), писатель

Зозуля, Ефим Давидович (1891—1941), писатель

Иллеш, Бела (1895—1974), венгерский писатель

Казакевич, Эммануил Генрихович (1913—1962), писатель

Квасницкий, Виталий Иванович (1898—1941), драматург

Кирьянов, Сергей Леонидович (1907—1982), литературный критик

Клягин, Константин Иванович (1894—1942), писатель

Корабельников, Григорий Маркович (1904—1996), литературный критик

Кудашёв, Василий Михайлович (1902—1941), писатель

Кунин, Константин Ильич (1909—1941), писатель

Кушниров, Арон Давидович (1890—1949), поэт

Либединский, Юрий Николаевич (1898—1959), писатель

Лузгин, Михаил Васильевич (1899—1942), писатель

Миних, Александр Викторович (1903—1941), поэт

Молчанов, Иван Иванович (1901—1958), поэт

Наврозов, Андрей Петрович (1900—1941), драматург

Островой, Сергей Григорьевич (1911—2005), поэт

Петров, Сергей Фёдорович (1903—1941), редактор

Росин, Самуил Израилевич (1892—1941), поэт

Роскин, Александр Иосифович (1898—1941), литературовед, детский писатель, литературный и театральный критик

Рунин, Борис Михайлович (1912—1994), литературный критик

Сикар, Евгений Самуилович (1912—1941), литературный критик

Сослани, Шалва Виссарионович (1902—1941), писатель

Стрельченко, Вадим Константинович (1912—1942), поэт

Тренин, Владимир Владимирович (1904—1941), литературный критик

Тригер, Марк Яковлевич (1895—1941), драматург

Фраерман, Рувим Исаевич (1891—1972), детский писатель

Фурманский, Павел Наумович (1908—1970), драматург

Чачиков, Александр Михайлович (1893—1941), поэт

Чёрный, Осип Евсеевич (1899—1981), писатель

Шторм, Георгий Петрович (1898—1978), писатель

Яльцев, Павел Дмитриевич (1902—1941), драматург

 

Писательская рота - уникальная рота из представителей Союза советских писателей СССР в 8-ой (Краснопресненской) дивизии народного ополчения. Писательской роте посвящены несколько книг, большое число рассказов. Многие писатели, попавшие в полк, к 1941 году уже были авторами известных книг, многие стали известны после войны.
В списках 2-ой роты 1-го батальона 22 (1299) СП 8 ДНО - "русский белоцарственник" философ Лев Шифферс, кумык Камиль Султанов, Борис Гроссман, журналист Юрий Либединский, физик Сафразбекьян Джавад и многие другие..
Список роты больше напоминал библиотечный каталог, чем списочный состав стрелкового подразделения. В составе 22-го артиллерийского полка под Вязьмой воевала единственная (!) в мировой истории войн «писательская рота».
Она состояла из писателей, очень полюбившихся народу – Павел Бляхин, автор тех самых "Красных дьяволят", что впоследствии из книги перешагнут в кино. Вместе с ним писатель Юрий Либединский, венгр Белла Иллеш, Рувим Фраерман, чья книга "Дикая собака Динго или Повесть о первой любви" стала ныне библиотечной редкостью. Здесь же были замечательный русский поэт Иван Никанорович Молчанов. Его коллеги Павел Железнов, Сергей Островой. Среди бойцов-ополченцев были также: будущая литературная звезда автор знаменитой повести «Звезда» Эммануил Казакевич, один из основателей журнала «Огонек», прошедший путь от фронтового разведчика до помначальника разведотдела армии, бравшей Берлин; Сергей Островой, Степан Злобин, Виктор Розов.
В ее списках значились автор «Волоколамского шоссе» и «Нового назначения» Александр Бек (писателя в дивизии прозвали «бравый солдат Бек», иногда его называли Швейком); будущий автор многострадального романа «Жизнь и судьба» Василий Гроссман; поэт Борис Слуцкий, Ефим Зозуля; писатель Даниил Данин, который описал историю своего спасения из окружения под Вязьмой в книге «Бремя стыда»; автор увлекательных исторических книг (из них наиболее нашумевшая - «Потаенный Радищев») Георгий Шторм; Глеб Глинка - потомок знаменитого смоленского рода Глинок, участник группы «Перевал», а также наш земляк Иван Жига - инициатор создания журнала «Рабоче-крестьянский корреспондент»…
Однажды на команду нового командира роты выйти на три шага вперед землекопам, плотникам и поварам никто не вышел, так как новобранцы не владели этими профессиями. На что Александр Бек громко крикнул: «Тут больше имажинисты, товарищ лейтенант!» Командир с досады махнул рукой: «Машинисты мне не нужны...» Полк попал в Вяземский котел, почти все бойцы погибли, остальные попали в плен.
Список бойцов-литераторов писательских рот

Аверьянов, Вячеслав Андреевич (1897—1941), драматург

Афанасьев, Вячеслав Николаевич (1903—1943), поэт

Афрамеев, Николай Сергеевич (1894—1942), писатель

Базилевский, Натан Григорьевич (1897—1965), драматург

Бек, Александр Альфредович (1902—1972), писатель

Бляхин, Павел Андреевич (1886—1961), писатель

Бобрышев, Василий Тихонович (1900—1941), редактор

Вакс, Борис Арнольдович (1889—1941), драматург

Вильям-Вильмонт, Николай Николаевич (1901—1986), переводчик

Винер, Меер Зелигович (1893—1941), писатель и литературовед

Волосов, Марк Григорьевич (1895—1941), переводчик

Гурштейн, Арон Шефтелевич (1895—1941), литературный критик

Данин, Даниил Семёнович (1914—2000), писатель

Дубровин, Василий Дмитриевич (1897—1941), писатель

Жаткин, Пётр Лазаревич (1894—1968), драматург

Железнов, Павел Ильич (1907—1987), поэт

Жига, Иван Федорович (1895—1949), писатель

Жучков, Андрей, поэт

Замчалов, Григорий Емельянович (1901—1941), детский писатель

Злобин, Степан Павлович (1903—1965), писатель

Зозуля, Ефим Давидович (1891—1941), писатель

Иллеш, Бела (1895—1974), венгерский писатель

Казакевич, Эммануил Генрихович (1913—1962), писатель

Квасницкий, Виталий Иванович (1898—1941), драматург

Кирьянов, Сергей Леонидович (1907—1982), литературный критик

Клягин, Константин Иванович (1894—1942), писатель

Корабельников, Григорий Маркович (1904—1996), литературный критик

Кудашёв, Василий Михайлович (1902—1941), писатель

Кунин, Константин Ильич (1909—1941), писатель

Кушниров, Арон Давидович (1890—1949), поэт

Либединский, Юрий Николаевич (1898—1959), писатель

Лузгин, Михаил Васильевич (1899—1942), писатель

Миних, Александр Викторович (1903—1941), поэт

Молчанов, Иван Иванович (1901—1958), поэт

Наврозов, Андрей Петрович (1900—1941), драматург

Островой, Сергей Григорьевич (1911—2005), поэт

Петров, Сергей Фёдорович (1903—1941), редактор

Росин, Самуил Израилевич (1892—1941), поэт

Роскин, Александр Иосифович (1898—1941), литературовед, детский писатель, литературный и театральный критик

Рунин, Борис Михайлович (1912—1994), литературный критик

Сикар, Евгений Самуилович (1912—1941), литературный критик

Сослани, Шалва Виссарионович (1902—1941), писатель

Стрельченко, Вадим Константинович (1912—1942), поэт

Тренин, Владимир Владимирович (1904—1941), литературный критик

Тригер, Марк Яковлевич (1895—1941), драматург

Фраерман, Рувим Исаевич (1891—1972), детский писатель

Фурманский, Павел Наумович (1908—1970), драматург

Чачиков, Александр Михайлович (1893—1941), поэт

Чёрный, Осип Евсеевич (1899—1981), писатель

Шторм, Георгий Петрович (1898—1978), писатель

Яльцев, Павел Дмитриевич (1902—1941), драматург

 

11 / 14

Эта песня появилась за несколько лет до Первой Мировой войны. Её исполняли Нина Дулькевич, Настя Полякова, Изабелла Юрьева, Вера Макарова-Шевченко. Однако она стала всенародно популярной только в годы Великой Отечественной войны. Речь идет о песне

Лидия Русланова. (при рождении Прасковья Андриановна Лейкина-Горшенина)14 октября 1900 год, село Чернавка, Сердобский уезд, Саратовская губерния — 21 сентября 1973, Москва) — российская и советская певица, Заслуженная артистка РСФСР. Царица русской народной песни

От сиротского детства до неволи и всенародной славы. На долю исполнительницы народных песен Лидии Андреевны Руслановой выпали тяжелые испытания. Рано осталась без родителей, в составе фронтовых бригад дошла до рейхстага, пережила репрессии, но через всю жизнь пронесла светлую улыбку и любовь к народной песне.

Самый знаменитый концерт Лидии Руслановой… 1120-й был у стен рейхстага. Лучшей афишей для «гвардии народной артистки», как ее называли в те героические годы, стала роспись углем на колонне, рядом с именами других солдат. 2 мая 1945 года певица выступала с казачьим ансамблем. Пели до глубокой ночи. Солдаты просили петь свои любимые песни, чаще других — «Валенки».

 

 

 

Лидия Русланова. (при рождении Прасковья Андриановна Лейкина-Горшенина)14 октября 1900 год, село Чернавка, Сердобский уезд, Саратовская губерния — 21 сентября 1973, Москва) — российская и советская певица, Заслуженная артистка РСФСР. Царица русской народной песни

От сиротского детства до неволи и всенародной славы. На долю исполнительницы народных песен Лидии Андреевны Руслановой выпали тяжелые испытания. Рано осталась без родителей, в составе фронтовых бригад дошла до рейхстага, пережила репрессии, но через всю жизнь пронесла светлую улыбку и любовь к народной песне.

Самый знаменитый концерт Лидии Руслановой… 1120-й был у стен рейхстага. Лучшей афишей для «гвардии народной артистки», как ее называли в те героические годы, стала роспись углем на колонне, рядом с именами других солдат. 2 мая 1945 года певица выступала с казачьим ансамблем. Пели до глубокой ночи. Солдаты просили петь свои любимые песни, чаще других — «Валенки».

 

 

 

12 / 14

В истории советской литературы выделяют так называемую «лейтенантскую прозу» - совокупность произведений писателей, прошедших войну в звании младших офицеров. Отличительными чертами «лейтенантской прозы» являются предельная правдивость и автобиографичность, интерес к личности человека на войне. Герои «лейтенантской прозы» – как правило, молодые люди, лейтенанты. К числу писателей - представителей этого направления можно отнести

1. Константин Воробьев "Убиты под Москвой", "Это мы господи"
2. Виктор Курочкин " На войне как на войне"
3. Вячеслав Кондратьев " Отпуск по ранению"
4. Борис Васильев " А зори здесь тихие", В списках не значился"
5. Василь Быков " Сотников"
6. Юрий Бондарев" Батальоны просят огня"

Это были люди, которые все тяготы войны вынесли на своих плечах - от начала её и до конца.Это были люди окопов, солдаты и офицеры; они сами ходили в атаки, до бешеного и яростного азарта стреляли по танкам, молча хоронили своих друзей, брали высотки, казавшиеся неприступными, своими руками чувствовали металлическую дрожь раскалённого пулемёта, вдыхали чесночный запах немецкого тола и слышали, как остро и брызжуще вонзаются в бруствер осколки от разорвавшихся мин.

Вчерашние  бойцы, офицеры и солдаты  рассказывали о своей войне. Правдиво, искренне, обнаженно. «Лейтенантская проза»  оказалось  камерной,  предельно локализованной во времени и пространстве (время часто ограничивалось одним боем, пространство буквально «пядью земли» - окопом, небольшим плацдармом, безымянной высоткой)  автобиографичной до документальности и детализированной  до натурализма. Их обвиняли в том, что они не видели "дальше бруствера своего окопа". Действительно, здесь нельзя  увидеть общей  стратегической картины, зато можно  разглядеть войну в максимальном приближении.  Без прикрас и  ложного пафоса. Они считали, что не имеют права  на ложь, потому что выжили и говорят  от лица целого поколения.

 

 

1. Константин Воробьев "Убиты под Москвой", "Это мы господи"
2. Виктор Курочкин " На войне как на войне"
3. Вячеслав Кондратьев " Отпуск по ранению"
4. Борис Васильев " А зори здесь тихие", В списках не значился"
5. Василь Быков " Сотников"
6. Юрий Бондарев" Батальоны просят огня"

Это были люди, которые все тяготы войны вынесли на своих плечах - от начала её и до конца.Это были люди окопов, солдаты и офицеры; они сами ходили в атаки, до бешеного и яростного азарта стреляли по танкам, молча хоронили своих друзей, брали высотки, казавшиеся неприступными, своими руками чувствовали металлическую дрожь раскалённого пулемёта, вдыхали чесночный запах немецкого тола и слышали, как остро и брызжуще вонзаются в бруствер осколки от разорвавшихся мин.

Вчерашние  бойцы, офицеры и солдаты  рассказывали о своей войне. Правдиво, искренне, обнаженно. «Лейтенантская проза»  оказалось  камерной,  предельно локализованной во времени и пространстве (время часто ограничивалось одним боем, пространство буквально «пядью земли» - окопом, небольшим плацдармом, безымянной высоткой)  автобиографичной до документальности и детализированной  до натурализма. Их обвиняли в том, что они не видели "дальше бруствера своего окопа". Действительно, здесь нельзя  увидеть общей  стратегической картины, зато можно  разглядеть войну в максимальном приближении.  Без прикрас и  ложного пафоса. Они считали, что не имеют права  на ложь, потому что выжили и говорят  от лица целого поколения.

 

 

 

13 / 14

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

 Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

 Эти слова, написанные в 1942 году, принадлежат поэтессе «Серебряного века»

Ахматова Анна Андреевна (11 июня 1889 – 5 марта 1966) - русская поэтесса, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века.

Анна Ахматова писала о себе, что родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого и Эйфелевой башней. Она стала свидетелем смены эпох — пережила две мировые войны, революцию и блокаду Ленинграда. Свое первое стихотворение Ахматова написала в 11 лет — с тех пор и до конца жизни она не переставала заниматься поэзией.

Анна Ахматова родилась в 1889 году под Одессой в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота Андрея Горенко. Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому еще в юном возрасте будущая поэтесса взяла себе творческий псевдоним — Ахматова.

 

 

Ахматова Анна Андреевна (11 июня 1889 – 5 марта 1966) - русская поэтесса, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века.

Анна Ахматова писала о себе, что родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого и Эйфелевой башней. Она стала свидетелем смены эпох — пережила две мировые войны, революцию и блокаду Ленинграда. Свое первое стихотворение Ахматова написала в 11 лет — с тех пор и до конца жизни она не переставала заниматься поэзией.

Анна Ахматова родилась в 1889 году под Одессой в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота Андрея Горенко. Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому еще в юном возрасте будущая поэтесса взяла себе творческий псевдоним — Ахматова.

 

 

14 / 14

Скульптурные композиции «Родина-мать зовет!» (Волгоград), «Воин-освободитель» (Берлин), «Перекуем мечи на орала» (Нью-Йорк, штаб-квартира ООН). Что их объединяет?

 

Народный художник СССР, лауреат пяти Сталинских и Ленинской премии Евгений Вучетич создал более сорока скульптурных портретов от фельдмаршалов Российской империи до командиров Советской армии. Но как говорил сам мастер: «Я только трижды обращался к мечу – один меч подняла к небу Родина-мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете».

 

 

Народный художник СССР, лауреат пяти Сталинских и Ленинской премии Евгений Вучетич создал более сорока скульптурных портретов от фельдмаршалов Российской империи до командиров Советской армии. Но как говорил сам мастер: «Я только трижды обращался к мечу – один меч подняла к небу Родина-мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете».

 

 

Ваша оценка

The average score is 68%