• Home 2
  • Home 3
  • Home 4
  • Home 5
  • Horizontal Slider Posts
  • Info right list
  • Justified slider
  • Landing
  • Left sidebar
  • Lifestyle Blog
  • List standard
  • Magazine Grid
  • Main Home
  • Masonry list
  • Members
  • Minimalistic Magazine
  • My account
  • My account
  • No sidebar
  • Our Story
  • Our Team
  • Press
  • Right sidebar
  • Sample Page
  • sd
  • Shop
  • Shop 2 Columns
  • Shop 3 Columns
  • Shop 4 Columns
  • Shop list
  • Simple list
  • Thumbnail list
  • Wide list
  • Активность
  • Блог
    • ГРАЖДАНСКИЙ ЭКЗАМЕН-2022. КУЛЬТУРА. НАСЛЕДИЕ. ПОБЕДА
    • Гражданское участие: муниципальный аспект. Роль местных сообществ в обсуждении и реализации социально-значимых инициатив
  • Владимир. Гражданский экзамен-2020. Поправки в Конституцию
  • Войти
  • Выйти
  • Главная
  • Гражданский форум Рунета
  • ГРАЖДАНСКИЙ ЭКЗАМЕН -2021. НАУКА – ТЕХНОЛОГИИ – ПОБЕДА
  • Гражданский экзамен-2020. Философия. Обществознание. Страноведение. К Дню России 12 июня
  • Екатеринбург. Гражданский экзамен-2020. Поправки в Конституцию
  • Инициаторы проекта
  • Конституция Российской Федерации. Полный текст со всеми поправками
  • Контакты
  • Личный кабинет
  • Мониторинг
  • Новости проекта
  • Об интеллектуальной платформе “Гражданский экзамен”
  • Политика в отношении обработки персональных данных
  • Получение сертификата
  • Пользователи
  • Пользователь
  • Пример страницы
  • Сброс пароля
  • Сдать экзамен
  • Сокоординаторы платформы
  • Учётная запись
  • Форма публикации
  • Хартия Рунета
  • Экзамен
  • Экспертный совет — 2019-2022
  • Экспертный совет — 2023
  • Slide Anything Popup Preview
Воскресенье, 2 апреля, 2023
  • Войти
  • Регистрация
No Result
Показать все результаты
Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа
Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа
  • Главная
  • О платформе
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Сокоординаторы платформы
    • Экспертный совет
      • Экспертный совет — 2023
      • Экспертный совет — 2019-2022
  • Гражданская дискуссия
  • Гражданская философия
  • Гражданский экзамен
  • Контакты
  • Главная
  • О платформе
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Сокоординаторы платформы
    • Экспертный совет
      • Экспертный совет — 2023
      • Экспертный совет — 2019-2022
  • Гражданская дискуссия
  • Гражданская философия
  • Гражданский экзамен
  • Контакты
No Result
Показать все результаты
Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа
No Result
Показать все результаты
Главная Блог

Создать цифровую инфраструктуру для культурного развития человека – обязанность, признак эффективности и условие сохранения правового государства!

by Гражданский экзамен
3 года назад
в Блог, Гражданская дискуссия, Гражданская философия, Новости проекта
0 0
4
Автор - Алексей Короткевич, сокоординатор общественно-просветительского проекта «Гражданский экзамен»

В наше время широкое внедрение информационно-коммуникативных технологий (и шире: НБИКС-технологий) в жизнь человеческих сообществ радикально меняет ситуацию в трех основополагающих областях: в политике, в экономике и в культуре.

В политической сфере происходит «размывание» устоявшихся форм и институтов, например, обесценивание, растворение института выборов и референдума в бесконечном потоке голосований, опросов и подобного. Радикальная делегитимизация результатов выборов и референдумов становится всеобщей проблемой, несмотря на повсеместное внедрение систем видеонаблюдения, иных форм контроля, казалось бы, исключающих возможности фальсификаций. Не случайно в свое время Борис Березовский обронил следующую фразу: «какими бы легитимными и прозрачными не были результаты выборов, народ их отвергнет». То есть дело не столько в прозрачности выборов, сколько в сопутствующем информационном фоне и культуре общественной дискуссии.

Еще одной политической проблемой становится трансформация государств в информационные платформы с приоритетом сервисных и контрольных функций, при отсутствии реальных механизмов для волеизъявления граждан. Алгоритмизация, регламентация жизни граждан и пронизывающий все сферы жизни контроль, существенно расходятся с классическими представлениями о свободе и достоинстве гражданина.

Оборотной стороной всего этого является рост популизма, который активно использует новые технологические возможности, – был бы по сути немыслим без них! – но в свою очередь представляет серьезную опасность для демократии, правового государства, цивилизации.

В экономике новые технологии контроля постепенно создают ситуацию тотальной прозрачности экономических процессов, исключают свободу договоров, риски. Однако существует подозрение о несовместимости тотальной прозрачности с рыночной моделью экономики, с предпринимательскими мотивациями, а соответственно, в перспективе – приведет к хозяйственной стагнации, замене рынка новыми формами централизованно-распределительного хозяйствования. Уже сейчас монополизация информационно-коммуникативных возможностей гигантами рынка создает угрозу исчезновению малого и среднего предпринимательства как вида.

В сфере культуры новые технологии распространения информации прочно ассоциируются с вытеснением высокой культуры, культурного наследия из центра общественного внимания, с доминированием массового низового спроса, примитивизацией образования.

Дальнейшее и глобальное развитие вышеприведенных трендов ведет к равно неприемлемым состояниям государства и общества, таким как:

– тотальный контроль над обществом со стороны государства и корпораций, эксплуатирующий низовые стороны человека и общества;

– стратегическая неуправляемость и отсутствие развития в условиях отсутствия ценностных мотиваций, свободы и саморегуляции человека.

В любом случае, обозначенные состояния несовместимы с нашими конституционными идеалами правового государства, демократии, прав и свобод человека, уважения к достоинству человека, его культурному и природному наследию.

На наш взгляд, именно культурные трансформации являются решающими. Либо все будет пущено на самотек, и тогда разложившееся, деградировавшее в культурном отношении общество станет социальной почвой «нового тоталитаризма». Либо будут предприняты усилия и меры, чтобы наши конституционные идеалы, правовое государство сохранили и развили свою социальную базу, попросту – были кем-то востребованы в стратегической перспективе.

Поэтому ключевой вопрос нашего времени: что необходимо сделать в области применения информационно-коммуникативных технологий для того, чтобы наши конституционные идеалы были реализованы? Прежде всего, в области культуры, образования, просвещения.

Здесь ключевой момент в том, как ответить на статистическое и социологическое доминирование культурного низа, спроса на примитивный масскульт и популизм и т.п.? «В конце концов, если людям это нравится, почему нет?» – это обычный аргумент. Знаменитый мем 90-х «Пипл хавает», – так говорили и так, похоже, многие думают сегодня. Для этого достаточно взглянуть на тренды видеохостинга Youtube.

Ответить можно только деконструкцией социологических абстракций. Так называемый спрос большинства – это не показатель возможностей, потенциала реального большинства людей, а срез наиболее вероятных реакций на очень жесткие раздражители, на соблазн, если угодно, при том, что эти же самые люди в своем большинстве способны на другие реакции, поступки и выбор (более высокий в ценностном и культурном отношении). А значит, выстраивание управления по наименее вероятным состояниям и целям и есть путь прогресса и развития! И наоборот, выстраивание управления обществом на основании потакания низовым сторонам человеческой природы, по наиболее вероятным состояниям, представляет собой вариант «отсроченной катастрофы», «заливания пожара бензином». Рано или поздно наступит предел такого сценария, а «вдруг» потребовавшиеся ценностные аргументы будет некому предъявить.

Именно в данной связи необходимо принять в качестве руководящего принципа принцип высокой планки (или презумпцию высокого достоинства человека) в диалоге государства и общества, бизнеса и общества, бизнеса, государства и общества. Несомненно, что принцип высокой культурной планки должен лежать в основе государственной культурной политики, государственной системы образования. И также несомненно, что этот принцип должен быть руководящим для сферы медиа, для всех процессов, которые происходят в информационном пространстве.

Коротко говоря, в основу этики публичного диалога, этики организации информационного пространства должен быть положен важнейший императив русской культуры – видеть Человека в человеке, даже вопреки человеческому несовершенству.

Подчеркну – речь идет не о цензуре, а именно об уважении высокого достоинства личности гражданина, его права жить и развиваться в публичном информационном пространстве, где поддерживаются соответствующие стандарты и уровни. Сегодня разговоры о цензуре, какими бы благородными чувствами они ни порождались, работают в минус. Это своего рода признание, что граждане не способны без цензуры совершить некий правильный выбор. Мы же исходим из другого убеждения. Нам нужна не цензура, а всеобщая культура уважения к человеческому достоинству.

В практической плоскости все сказанное означает, что перед активом российского гражданского общества, перед российскими политиками, интеллектуалами, представителями бизнеса стоит задача – выработать такую модель организации информационного пространства, которая соответствует нашим конституционным ценностям, соответствует модели правового государства, принципу уважения к человеческому достоинству. И – является полноценной средой жизни гражданина как субъекта культуры.

Каким критериям должна отвечать эта модель?

Первое и самое главное. Человек в правовом государстве не только статистическая единица. Он наследник высокой культуры, ее субъект. К нему обращены требования Конституции, в том числе – требование хранить культурное наследие. Соответственно, эта модель должна решать одну из важнейших проблем нашего общества – проблему отчуждения значительной части сограждан, особенно – новых поколений от собственного культурного наследия как фактора формирования личности и трендов общественного развития.

Второе. Эта модель должна соответствовать закрепленным в Конституции правам и свободам граждан. Что исключает любую идеологическую цензуру, но означает необходимость соответствия фундаментальным ценностям Конституции и культуры.

Третье. Эта модель должна соответствовать пониманию государства как социального. Например, важно, чтобы публичное пространство не было тотально коммерциализировано, чтобы рынок имел границы, а граждане действительно имели равный доступ к культурным ценностям, культурному наследию.

Понятно, что формирование новой модели организации национального информационного пространства – долгий и противоречивый процесс, предполагающий широкую дискуссию, пробы и ошибки. Но уже сегодня можно выделить ее укрупненные блоки в социально-культурной сфере, которые предстоит создать.

Во-первых, должен быть создан единый общенациональный депозитарий культурной информации (объединенный оцифрованный книжный, фото-, видео-, аудио-фонд), удобный и доступный для каждого гражданина.

Во-вторых, не по значимости, по порядку, должен быть решен вопрос о сознании общенациональной цифровой энциклопедии.

В-третьих, должна быть создана многослойная электронная карта России и мира (интегрированная с цифровым депозитарием культурных ценностей и цифровой энциклопедией). Не как коммерческий, а как публичный проект на основе государственно-общественного диалога и партнёрства.

И, конечно, должна быть создана национальная поисковая система, предусматривающая такие принципы выдачи информации, которые не подвержены влиянию коммерческих интересов и всегда изменчивых общественных предпочтений в области массовой культуры.

Наличие таких инструментов культурного и интеллектуального развития общества является необходимым в условиях цифровой трансформации. Не только с точки зрения конкурентоспособности нашего государства, но и с точки зрения сохранения его ценностно-конституционной идентичности.

Только эффективное государство в современном мире может создать развитую информационную инфраструктуру. Однако сделать ее инструментом культурного развития граждан – одновременно признак и прямая обязанность эффективного правового государства.

Автор – Короткевич Алексей Сергеевич, сокоординатор общественно-просветительского проекта «Гражданский экзамен».

Гражданский экзамен

Гражданский экзамен

Next Post

Русский язык и литература

Comments 4

  1. Елена says:
    3 года назад

    Наша страна _это Россия! Мы гордимся тобой!

    Ответить
  2. Дмитрий says:
    3 года назад

    Цифровизация берёт своё начало от Люцифера – дословно люди, цифра

    Ответить
  3. Тамара says:
    3 года назад

    Наш народ приручили сегодня делать все для будущего поколения. Мне уже немало лет, и так хочется пожить уже сегодня, уже сейчас в эффективном государстве. Не смотря ни на что я надеюсь, что оно таковым и станет в ближайшем будущем.

    Ответить
  4. Кристина says:
    3 года назад

    Наша сторона Россия мы все её любим .

    Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Copyright Qodeinteractive

© 2019-2023 Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа.

No Result
Показать все результаты
  • Главная
  • О платформе
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Сокоординаторы платформы
    • Экспертный совет
      • Экспертный совет — 2023
      • Экспертный совет — 2019-2022
  • Гражданская дискуссия
  • Гражданская философия
  • Гражданский экзамен
  • Контакты

© 2019-2023 Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа.

Добро пожаловать!

Войти через Facebook
Войти через Google
или

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль? Зарегистрироваться

Создать новый профиль

Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрироваться через Google
или

Заполните форму для регистрации

Все поля обязательны для заполнения Авторизоваться

Получить свой пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Авторизоваться

Add New Playlist