Русский язык и литература

19

Русский язык и литература

1 / 18

Как правильно написать названия этих произведений? Назовите их авторов?

«Хаджи (мурат)»

«Му(му)»

Л. Н. Толстой — «Хаджи-Мурат»

И. С. Тургенев — «Муму».

Л. Н. Толстой — «Хаджи-Мурат»

И. С. Тургенев — «Муму».

2 / 18

Есть ли общий смысл в следующих высказываниях М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева о России:

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.

Умом Россию не понять,
Аршином  общим не измерить…

Совместите авторов и принадлежащие им строки.

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
(М. Ю. Лермонтов. «Родина», 1841).

Умом Россию не понять,
Аршином  общим не измерить…
(Ф. И. Тютчев. «Умом Россию не понять…», 1866).

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
(М. Ю. Лермонтов. «Родина», 1841).

Умом Россию не понять,
Аршином  общим не измерить…
(Ф. И. Тютчев. «Умом Россию не понять…», 1866).

3 / 18

Перечитайте это стихотворение:

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!..
⟨1829⟩, начало 1830-х годов
Кто его автор?

Стихотворение имеет латинское название — укажите, которое из нижеприведённых:

Millenium!
Ante lucem!
De profundis!
Silentium!

Каков перевод этого слова?

Какие слова в стихотворении даны с ударением или произношением, отличающимися от современной нормы?

называлось «Silentium!» («Молчание»).

Слово, употреблённое в форме, отличной от норм современного русского языка:

Оне — онИ.

Слова, ударение в которых смещено:

звездЫ — звЁзды;
заходЯт — захОдят.

называлось «Silentium!» («Молчание»).

Слово, употреблённое в форме, отличной от норм современного русского языка:

Оне — онИ.

Слова, ударение в которых смещено:

звездЫ — звЁзды;

заходЯт — захОдят.

4 / 18

Назовите автора этих строк:

Тебя как первую любовь
России сердце не забудет.

Как Вы думаете, кому посвящены эти строки, расставьте пропущенные знаки препинания:

Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет.

принадлежат Ф.И. Тютчеву (стихотворение «29 января 1837 г.»)
и посвящены А. С. Пушкину.

Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет.

принадлежат Ф.И. Тютчеву (стихотворение «29 января 1837 г.»)
и посвящены А. С. Пушкину.

5 / 18

Назовите автора стихотворения, начинающегося строкой:

Прощай свободная стихия!

К кому обращено это стихотворение? Поставьте пропущенный знак препинания в приведённой строке.

Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» (1824)

начиналось строкой:

Прощай, свободная стихия!

Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» (1824)

начиналось строкой:

Прощай, свободная стихия!

6 / 18

Назовите жанр произведения Л. Н. Толстого «Война и мир»

Жанр «Войны и мира» (1863–1869) Л. Н. Толстого — роман-эпопея как обширное повествование о выдающихся национально-исторических событиях.

Жанр «Войны и мира» (1863–1869) Л. Н. Толстого — роман-эпопея как обширное повествование о выдающихся национально-исторических событиях.

7 / 18

Назовите жанр произведения Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Жанр «Мёртвых душ» (1842) Н. В. Гоголя, определённый самим автором, — поэма.

Окончательно определив жанр «Мертвых душ» как поэму, писатель хотел тем самым подчеркнуть основные черты своего произведения: его эпичность, широкие обобщения и глубокий лиризм.

Именно эпопею Гоголь считал наиболее полным и многогранным повествовательным жанром, способным охватить целую эпоху. Жанр романа представлялся писателю более узким и замкнутым в рамках определенного пространства. «Мертвые души», согласно замыслу Гоголя, не могли быть названы ни эпопеей, ни романом. Тем не менее, писатель считал, что в современной ему литературе существует новый тип произведений, являющийся своего рода соединительным звеном между романом и эпопеей. Желая отнести «Мертвые души» к так называемым «меньшим родам эпопеи», он и назвал свое произведение поэмой.

После публикации «Мёртвых душ» Гоголь работает над «Учебной книгой словесности» (ок. 1844-1846 гг.). В набросках к этому пособию он, по сути, объясняет, почему «Мертвые души» называются поэмой.

В одной из глав своей «Учебной книги» Гоголь пишет о том, что повесть можно считать поэмой при определенных условиях: «…Повесть <…> может быть даже совершенно поэтическою и получает название поэмы, если происшествие, случившееся само по себе, имеет что-то поэтическое; или же придано ему поэтическое выражение отдаленность<ю> времени, в которое происшествие случилось; или же сам поэт взял его с той поэтической стороны, с какой может взять только поэт и которая только пребывает в нем <…> Она может быть просто живой рассказ, мастерски и живо рассказанный картинный случай <…> Или же берет с сатирической стороны какой-нибудь случай, тогда делается значительным созданием, несмотря на мелочь взятого случая <…> Иногда даже само происшествие не стоит внимания и берется только для того, чтобы выставить какую-нибудь отдельную картину, живую, характеристическую черту условного времени, места и нравов, а иногда и собственной фантазии поэта…” (Н. В. Гоголь, «Учебная книга словесности для русского юношества», раздел «Повесть»).

Жанр «Мёртвых душ» (1842) Н. В. Гоголя, определённый самим автором, — поэма.

Окончательно определив жанр «Мертвых душ» как поэму, писатель хотел тем самым подчеркнуть основные черты своего произведения: его эпичность, широкие обобщения и глубокий лиризм.

Именно эпопею Гоголь считал наиболее полным и многогранным повествовательным жанром, способным охватить целую эпоху. Жанр романа представлялся писателю более узким и замкнутым в рамках определенного пространства. «Мертвые души», согласно замыслу Гоголя, не могли быть названы ни эпопеей, ни романом. Тем не менее, писатель считал, что в современной ему литературе существует новый тип произведений, являющийся своего рода соединительным звеном между романом и эпопеей. Желая отнести «Мертвые души» к так называемым «меньшим родам эпопеи», он и назвал свое произведение поэмой.

После публикации «Мёртвых душ» Гоголь работает над «Учебной книгой словесности» (ок. 1844-1846 гг.). В набросках к этому пособию он, по сути, объясняет, почему «Мертвые души» называются поэмой.

В одной из глав своей «Учебной книги» Гоголь пишет о том, что повесть можно считать поэмой при определенных условиях: «…Повесть <…> может быть даже совершенно поэтическою и получает название поэмы, если происшествие, случившееся само по себе, имеет что-то поэтическое; или же придано ему поэтическое выражение отдаленность<ю> времени, в которое происшествие случилось; или же сам поэт взял его с той поэтической стороны, с какой может взять только поэт и которая только пребывает в нем <…> Она может быть просто живой рассказ, мастерски и живо рассказанный картинный случай <…> Или же берет с сатирической стороны какой-нибудь случай, тогда делается значительным созданием, несмотря на мелочь взятого случая <…> Иногда даже само происшествие не стоит внимания и берется только для того, чтобы выставить какую-нибудь отдельную картину, живую, характеристическую черту условного времени, места и нравов, а иногда и собственной фантазии поэта…” (Н. В. Гоголь, «Учебная книга словесности для русского юношества», раздел «Повесть»).

8 / 18

Назовите точный жанр произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Жанр «Евгения Онегина» (1823–1830) А. С. Пушкина, определённый самим автором, — роман в стихах.

О своем новом романе Александр Сергеевич Пушкин писал своему другу, поэту и критику Петру Андреевичу Вяземскому так: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница».

Таким образом, роман в стихах — довольно сложный жанр, в котором сочетаются признаки романа со стихотворной формой.

Жанр «Евгения Онегина» (1823–1830) А. С. Пушкина, определённый самим автором, — роман в стихах.

О своем новом романе Александр Сергеевич Пушкин писал своему другу, поэту и критику Петру Андреевичу Вяземскому так: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница».

Таким образом, роман в стихах — довольно сложный жанр, в котором сочетаются признаки романа со стихотворной формой.

9 / 18

Подскажите, кто автор этих строк:

Россия, Русь —
Куда я ни взгляну!
За все твои старания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.

Из какого произведения взяты эти строчки?

Строки взяты из стихотворения Н. М. Рубцова «Видения на холме» (1960–1964):

Строки взяты из стихотворения Н. М. Рубцова «Видения на холме» (1960–1964):

10 / 18

Назовите жанр произведения М. А. Шолохова «Тихий Дон»

«Тихий Дон» М. А. Шолохова — роман-эпопея в четырёх томах, написанных с 1925 по 1940 гг.

«Тихий Дон» М. А. Шолохова — роман-эпопея в четырёх томах, написанных с 1925 по 1940 гг.

11 / 18

Назовите автора этой стихотворной строки:

Ты жива ещё моя старушка?

Кому она посвящена?

Строчка

Ты жива ещё, моя старушка?

принадлежит перу С. А. Есенина

(стихотворение «Письмо матери» (1924)).

Строчка

Ты жива ещё, моя старушка?

принадлежит перу С. А. Есенина

(стихотворение «Письмо матери» (1924)).

12 / 18

Назовите автора этой стихотворной строки:

Выпьем добрая подружка
Бедной юности моей…

Кому она посвящена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей…

Строчка принадлежит перу А. С. Пушкина (стихотворение «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») (1825)).

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей…

Строчка принадлежит перу А. С. Пушкина (стихотворение «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») (1825)).

13 / 18

Назовите автора этих произведений:

  • Деньги для Марии (1967)
  • Последний срок (1970)
  • Живи и помни (1974)
  • Прощание с Матёрой (1976)
  • Пожар (1985)
  • Дочь Ивана, мать Ивана (2003)

Перечисленные произведения принадлежат русскому писателю Валентину Григорьевичу Распутину (1937–2015).

Перечисленные произведения принадлежат русскому писателю Валентину Григорьевичу Распутину (1937–2015).

14 / 18

К какому направлению относят творчество этих писателей советского периода:

  • Юрий Бондарев
  • Константин Воробьёв
  • Григорий Бакланов
  • Василь Быков
  • Борис Васильев
  • Вячеслав Кондратьев
  • Виктор Курочкин

«Лейтенантская проза» — термин, введённый для описания произведений, созданных русскими писателями, лично прошедшими Великую Отечественную войну в звании младших офицеров.
Традиции «лейтенантской прозы» — обращение авторов к собственному фронтовому опыту, интерес к личности, попавшей на войну, личностный конфликт, предельная правдивость, специфическая форма автобиографизма — главными героями «лейтенатской прозы» часто (хотя и не всегда) становились те же младшие офицеры. «Лейтенантская проза» входит в состав «военной прозы» и к основным её представителям относят  Григория Бакланова, Юрия Бондарева, Василя Быкова, Бориса Васильева, Константина Воробьёва, Вячеслава Кондратьева, Виктора Курочкина.

«Лейтенантская проза» — термин, введённый для описания произведений, созданных русскими писателями, лично прошедшими Великую Отечественную войну в звании младших офицеров.
Традиции «лейтенантской прозы» — обращение авторов к собственному фронтовому опыту, интерес к личности, попавшей на войну, личностный конфликт, предельная правдивость, специфическая форма автобиографизма — главными героями «лейтенатской прозы» часто (хотя и не всегда) становились те же младшие офицеры. «Лейтенантская проза» входит в состав «военной прозы» и к основным её представителям относят  Григория Бакланова, Юрия Бондарева, Василя Быкова, Бориса Васильева, Константина Воробьёва, Вячеслава Кондратьева, Виктора Курочкина.

15 / 18

Этот писатель, родом из Смоленской области, в годы Великой Отечественной войны работал корреспондентом воронежской газеты и стал автором самой известной и любимой в военные годы поэмы. Впоследствии он был редактором крупного литературного журнала. Назовите

  • имя автора,
  • название поэмы,
  • название литературного журнала.

Александр Трифонович Твардовский родился в деревне Загорье Смоленской губернии. В годы Великой Отечественной войны (1941–1942 гг.) работал в воронежской газете Юго-Западного фронта «Красная Армия». В 1950–1954 и в 1958–1970 гг. был редактором «толстого» литературного журнала «Новый мир».

Александр Трифонович Твардовский родился в деревне Загорье Смоленской губернии. В годы Великой Отечественной войны (1941–1942 гг.) работал в воронежской газете Юго-Западного фронта «Красная Армия». В 1950–1954 и в 1958–1970 гг. был редактором «толстого» литературного журнала «Новый мир».

16 / 18

Рассказ/повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» первоначально имела другое название «Щ-854. Один день одного зека». Что обозначал номер Щ-854 в названии произведения?

17 / 18

Этот лауреат Нобелевской премии по литературе в приуроченной к ее вручению лекции писал: «Те, кто канул в ту пропасть уже с литературным именем, хотя бы известны, — но сколько не узнанных, ни разу публично не названных! и почти-почти никому не удалось вернуться. Целая национальная литература осталась там, погребённая не только без гроба, но даже без нижнего белья, голая, с биркой на пальце ноги. Ни на миг не прерывалась русская литература! — а со стороны казалась пустынею. Где мог бы расти дружный лес, осталось после всех лесоповалов два-три случайно обойденных дерева.»

Источник: Солженицын А.И. Публицистика: в 3 т. Ярославль: Верхняя Волга, 1995–1997. Т. 1–3. Том 1. Страница 7. Нобелевская лекция.

Источник: Солженицын А.И. Публицистика: в 3 т. Ярославль: Верхняя Волга, 1995–1997. Т. 1–3. Том 1. Страница 7. Нобелевская лекция.

18 / 18

Кому из поэтов, по Вашему мнению, принадлежит это высказывание: «Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как человек с предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал».

Ваша оценка