Концепция социального государства разрабатывалась в России в рамках школы «возрожденного естественного права», которая опиралась на достижения русской религиозной философии (славянофилов, В.С.Соловьева). Ее общеизвестный представитель – П.И.Новгородцев. С позиции данной школы, естественное право – идеальная норма, мерило формального правотворчества. Естественное право формируется на основе традиционной этики, традиционной духовности, классической этики добродетелей. Оно складывается на базе ценности солидарности. В его основе – исторически сформированные представления о солидарности, присущие обществу, подразумевающие общее благо как единство материального и исторически сложившегося духовного. Естественное право связано с утверждением права на достойное существование, что означает право на материальные блага во имя творческой самореализации, право на идентичность, право на сопричастие и передачу будущим поколениям культурного наследия обогащенным, а не истощенным. Государство, руководствующееся естественным правом, содействует формированию солидарности. Когда формальное правотворчество опирается на принципы естественного права, то государство содействует развитию солидарности, органично выполняет свою социальную функцию. Таким образом, создается социальное государство как государство народно-историческое. Конечно, российская модель социального государства имеет свою яркую специфику. Тем не менее, речь идет об универсальной модели социального государства. Подобное государство характеризуется как прогрессивное. Прогресс отождествляется с движением в современность на основе культурного наследия, которое видится источником развития, а не одним из его факторов. Предложенные в настоящее время президентом конституционные поправки, несомненно, связаны с созиданием России как социального, народно-исторического государства. Поправки содержат стратегический тезис об исторической преемственности развития России, его связи с предшествующими социальными формами и системами. О том, что семья это союз мужчины и женщины, о традиционном понимании брака, о Боге. Поправки отражают классическое правопонимание, подразумевающее, что право опирается на уходящие в века нравственные нормы.
Важно отметить, в конце XX – начале XXI века западная модель социального государства осуществила ряд опасных мутаций. Речь идет о деградации социального государства в сторону ценностно нейтрального государства и государства терапевтического. Это означает, что государство отказывается от классического понимания естественного права. Под маской ценностного нейтралитета (который для человека попросту не достижим, так как противоречит человеческой сущности) государство делается инициатором экспериментов с представлениями о духовной жизни человека, с представлениями о человеческой идентичности, подвергая их фундаментальной ревизии. И в итоге, оно становится проводником в жизнь не традиционных ценностей, не исторически сложившихся представлений о солидарности, а экспериментов, которые приобретают откровенно трансгуманистический характер. В такой ситуации, государственная гиперинтервенция в социальные ткани, его колонизация общественных тканей ведет к подрыву солидарности. Государство оказывается способным выступать проводником репрессивной политики по отношению к веками вызревавшей солидарности. Оно может разрушительно влиять на экономическую конституцию страны, национальный институциональный каркас экономики, выработанный под влиянием ценностей и традиций, подрывая народно-хозяйственную систему.
Нейтральное государство с легкостью обращается в государство терапевтическое. Терапевтическое государство смотрит на граждан как на пациентов, считая, что все они актуально и потенциально «больны», начинает устанавливать всем «диагнозы» и «лечить». Речь идет о пресловутой «терапии идентичности», требующей от граждан избавиться от «исторических предрассудков». В этом случае социальное государство рискует стать тоталитарным оборотнем: оно агрессивно вмешивается в общественную жизнь, разрушает социальные связи, становясь проводником трансгуманизма, предав забвению исторически вызревшие принципы общего блага, солидарности и справедливости.
Мутация социального государства в сторону нейтрального и терапевтического приводит к образованию консюмеристского государства. Имеется ввиду одностороннее экономикоцентристское понимание социального государства, когда представления об общем благе замещаются потреблением и массовой культурой.
Приведем конкретные примеры мутации социального государства. В Греции левые силы под предлогом построения социального государства проводят репрессивную политику по отношению к исторически вызревшим формам солидарности, агрессивно навязывая обществу трансгуманистическое видение человеческой сущности. Япония, Южная Корея и Сингапур пытаются строить консюмеристские государства, что оборачивается превращением сообществ в нации устойчивой депопуляции. Кстати, многие эксперты полагают, что китайская модель социального кредита (цифрового контроля над человеческим поведением) основана не на конфуцианских ценностях, а именно на воплощении западных мутаций социального государства.
Следуя концепциям выдающегося российского политолога А.С. Панарина, верно было бы назвать оптимальный путь созидания социального государства в наше время как построение государства экологического. Речь идет о государстве, видящем сохранение человека, природного наследия, исторических форм культуры источником развития. Это и есть нравственно-правовое народно-историческое государство. Акцент на широком понимании экологии важен именно сегодня, в эру экоапокалипсиса – исчезновения природного и культурного многообразия планеты, и самое страшное, в эпоху забвения классического понимания человека. Разумное правовое социальное государство это государство, способное обеспечить природные и духовно-ценностные основы жизни. Государство призвано в настоящее время к сохранению природных и ценностных условий выживания человечества, к сохранению субстанциальных основ бытия человеческого рода.
Отметим, наличие многовековой исторической практики созидания экологического государства-цивилизации и наличие мощной теоретической школы его обосновывающей – яркая специфика российского пути созидания и обоснования социального государства.
Посадский Александр Владимирович, эксперт Центра социально-консервативной политики.
Данный текст представляет собой выступления на видеоконференции Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) «Социальное государство в современной России: идеалы, ценности, стратегические цели».
Очень полезная информация