Время конституционного патриотизма

Будет ли большинство определять само себя через конституционные ценности и принципы? Или каждый будет только о своем и о своей поправке? От этого зависит характер дальнейшей общественной дискуссии, вектор развития нашего гражданского общества.

Общенациональная дискуссия о пакете поправок в Конституцию и общероссийское голосование вывели конституционную тематику из области «коллективного бессознательного» – в самый центр общественного сознания. И, конечно, это единственное подобающее место для Конституции, ее смыслов, ценностей, принципов и норм.
Вместе с тем сегодня важно избежать риска обратного вытеснения конституционной повестки в «подвалы» или «чердаки» общественного сознания.
Для этого дискуссия о толковании (пере)утвержденных конституционных ценностей и путях их реализации должна остаться постоянным фоном и фактором как жизни гражданского общества, так и функционирования всей общественно-политической системы страны.
Нам, гражданам, нужно осознать, что принцип непосредственного действия Конституции реализуется только через наше мышление и наши действия. Есть в них конституционные смыслы – есть и непосредственное действие Конституции. Нет таковых смыслов, или они подменены абстрактными лозунгами (неважно – какого толка), – нет непосредственного действия Конституции. А без реализации этого принципа Конституция остаётся формальностью, что в редакции девяносто третьего года, что в редакции года две тысячи двадцатого. И в этом состоит как наша гражданская ответственность, так и собственно гражданская состоятельность. – Способны мы или нет каждый раз заново запускать механизм непосредственного действия Конституции?
Это сложно. Нужно мыслить и бороться. Но, как известно:

Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой…


А бороться, хотим мы того или нет, придется. В том числе – за собственную гражданскую идентичность. Бороться с теми, кто считает, что можно монополизировать звание «гражданин», навесив на своих оппонентов тот или иной ярлык, якобы выводящий оппонента за рамки гражданства. Бороться с собой, если очень хочется так поступить со своими оппонентами.
Никто не имеет монополию на «гражданскую позицию»: гражданами являются и сторонники, и оппоненты власти, равно как и ее представители. Многообразие «гражданских позиций» по разным вопросам жизни государства и общества является существенным признаком свободной страны. Эти принципы нужно бы помнить всем и всегда. И это особенно актуально после подведения итогов общероссийского голосования. Когда часть общества оказалась в меньшинстве, а жить ей нужно дальше по конституционным правилам, которые (пере)утвердило большинство…
И вот здесь встает самый существенный вопрос. Будет ли большинство определять само себя через конституционные ценности и принципы? Или каждый будет только о своем и о своей поправке? От этого зависит характер дальнейшей общественной дискуссии, вектор развития нашего гражданского общества.
Продуктивный сценарий дальнейшего движения предполагает консолидацию различных общественно-мировоззренческих групп российского общества на основе идеи гражданского конституционного патриотизма. Таким образом понятая гражданская идея включает в себя целый ряд смысловых моментов, неразрывно связанных с нашей Конституцией.
Прежде всего, это согласие с основами (ценностями и принципами) конституционного строя России, существо которых определяет представление о человеке как суверенной личности, наделенной неотъемлемым достоинством, разумом, свободой, ответственностью и способностью к творчеству.
Еще гражданский конституционный патриотизм предполагает лояльность современному российскому государству и его правовой системе. Что отнюдь не исключает критики или реформистских устремлений, если они соответствуют принятым и легитимным процедурам таковых!
В пространстве публичной политики гражданский конституционный патриотизм выражается в умении соединять в своей деятельности принципы плюрализма и политической конкуренции с взаимным уважением граждан России как наследников и продолжателей ее культуры, установкой на диалог, взаимопонимание, компромисс и сотрудничество.
Наконец, собственно патриотизм в данном смысловом горизонте – это не антоним «гражданской позиции» и не пожизненное алиби, а прежде всего исполнение гражданином суммы своих конституционных обязанностей, к числу которых, помимо уплаты налогов и защиты Отчества, относятся забота о старших и младших поколениях, сохранение культурного и природного наследия России…
В заключение отмечу, что утверждение гражданского конституционного патриотизма потребует решительного переформатирования комплекса государственных политик в области гражданско-правового и патриотического просвещения общества. Представляется недопустимой сегодняшняя ситуация, когда целевые программы патриотического воспитания новых поколений полностью лишены гражданского и правового измерения, соответствующих просветительских практик. И наоборот, существующие просветительские программы в области права оторваны от ценностных и смысловых основ правосознания. В данной связи, речь должна идти о корректировке государственной культурной, национальной и гуманитарной политики, правке и объединении ряда конкретных федеральных целевых программ в целях созидания подлинного гражданского единства на основе ключевых ценностей и целей развития страны. Которые в свою очередь зафиксированы в нашей Конституции.

Волобуев Сергей Григорьевич, философ, координатор проекта “Гражданский экзамен”