• Home 2
  • Home 3
  • Home 4
  • Home 5
  • Horizontal Slider Posts
  • Info right list
  • Justified slider
  • Landing
  • Left sidebar
  • Lifestyle Blog
  • List standard
  • Magazine Grid
  • Main Home
  • Masonry list
  • Members
  • Minimalistic Magazine
  • My account
  • My account
  • No sidebar
  • Our Story
  • Our Team
  • Press
  • Right sidebar
  • Sample Page
  • sd
  • Shop
  • Shop 2 Columns
  • Shop 3 Columns
  • Shop 4 Columns
  • Shop list
  • Simple list
  • Thumbnail list
  • Wide list
  • Активность
  • Блог
    • ГРАЖДАНСКИЙ ЭКЗАМЕН-2022. КУЛЬТУРА. НАСЛЕДИЕ. ПОБЕДА
    • Гражданское участие: муниципальный аспект. Роль местных сообществ в обсуждении и реализации социально-значимых инициатив
  • Владимир. Гражданский экзамен-2020. Поправки в Конституцию
  • Войти
  • Выйти
  • Главная
  • Гражданский форум Рунета
  • ГРАЖДАНСКИЙ ЭКЗАМЕН -2021. НАУКА – ТЕХНОЛОГИИ – ПОБЕДА
  • Гражданский экзамен-2020. Философия. Обществознание. Страноведение. К Дню России 12 июня
  • Екатеринбург. Гражданский экзамен-2020. Поправки в Конституцию
  • Инициаторы проекта
  • Конституция Российской Федерации. Полный текст со всеми поправками
  • Контакты
  • Личный кабинет
  • Мониторинг
  • Новости проекта
  • Об интеллектуальной платформе “Гражданский экзамен”
  • Политика в отношении обработки персональных данных
  • Получение сертификата
  • Пользователи
  • Пользователь
  • Пример страницы
  • Сброс пароля
  • Сдать экзамен
  • Сокоординаторы платформы
  • Учётная запись
  • Форма публикации
  • Хартия Рунета
  • Экзамен
  • Экспертный совет — 2019-2022
  • Экспертный совет — 2023
  • Slide Anything Popup Preview
Пятница, 24 марта, 2023
  • Войти
  • Регистрация
No Result
Показать все результаты
Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа
Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа
  • Главная
  • О платформе
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Сокоординаторы платформы
    • Экспертный совет
      • Экспертный совет — 2023
      • Экспертный совет — 2019-2022
  • Гражданская дискуссия
  • Гражданская философия
  • Гражданский экзамен
  • Контакты
  • Главная
  • О платформе
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Сокоординаторы платформы
    • Экспертный совет
      • Экспертный совет — 2023
      • Экспертный совет — 2019-2022
  • Гражданская дискуссия
  • Гражданская философия
  • Гражданский экзамен
  • Контакты
No Result
Показать все результаты
Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа
No Result
Показать все результаты
Главная Мониторинг

6 важных изменений в законодательстве о религии, которые могут вступить в силу этой осенью

by Сергей Волобуев
3 года назад
в Мониторинг
0 0
0
6 важных изменений в законодательстве о религии, которые могут вступить в силу этой осенью

Итак, в ближайшее время законодательство в отношении религиозных организаций изменится. Скорее всего, оно станет более жёстким.

21 июля 2020 года Правительство России внесло в Государственную Думу законопроект № 992354-7, который призван скорректировать действующий Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Предполагается, что законопроект должен быть принят (или отклонён) осенью. По крайней мере, «срок представления отзывов, предложений и замечаний» в отношении этого текста обозначен как 15 сентября.

Новшеств относительно действующего закона, написанного в 1997 году, довольно много.

Во-первых, расширяется круг оснований для вмешательства государства в дела религиозных организаций.

Раньше основанием для такого вмешательства было противоречие деятельности религиозной организации «настоящему Федеральному закону», — то есть ФЗ «О свободе совести». Теперь же любое противоречие «законодательству Российской Федерации» в действиях религиозной организации выступает основанием для вмешательства государства.

Это, конечно, казуистика. Но ситуация вполне знаковая. В том смысле, что при любых нарушениях в действиях прихода или группы (финансовых, административных, санитарно-эпидемиологических, каких угодно ещё) чиновники будут рассматривать эту организацию через микроскоп.

Во-вторых, изменена официальная терминология. Члены религиозной организации теперь называются её «участниками».

В чём разница? В том, что «членство» в организации, как правило, как-то фиксируется. А участником можно назвать любого, кто рядом стоял. Присутствовал на богослужении — значит, участвовал. Вёл какую-то работу, оказывал услуги — тем более.

Иными словами, оценивая деятельность религиозной организации чиновники смогут призвать к ответственности более широкий, чем ранее, круг людей.

В-третьих, — религиозные организации будут усиленно проверять на связь с террористами.

Лица, подозреваемые в терроризме (или финансировании террористов), иностранцы и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания в России, а также лица, в действиях которых суд нашёл признаки экстремистской деятельности, больше не могут быть руководителями и участниками религиозной группы.

Авторы законопроекта поясняют, что смысл этой части в том, чтобы предупредить вовлечение участников религиозной группы в экстремистскую деятельность и финансирование терроризма.

Эта часть, как раз, довольно конкретная, — но пресса и публика именно на неё отреагировали особенно остро.

К формулировкам этой части текста, безусловно, есть вопросы. В частности, глава Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин отметил в интервью «Коммерсанту», что если законопроект будет принят, то возникнет правовая коллизия: преступникам (или подозреваемым в совершении преступления людям) официально запретят быть членами религиозной общины.

На сегодняшний день федеральное законодательство предполагает, что членом любой общины может быть любой человек. «У всех, даже у преступников есть право на свободу совести и вероисповедание, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими людьми», — говорит Лункин.

Очевидно, эта часть будет доработана законодателями, -в противном случае им придётся переписывать федеральный закон и Конституцию.

В-четвёртых, ужесточаются сроки отчётности. Теперь религиозная группа должна будет отчитываться перед властями не раз в три года, а каждый год.

В-пятых, ужесточается контроль за лицами, преподающими в религиозных организациях или выполняющими там управленческие функции.

Метод контроля предложен любопытный — так, по новому закону вводится требование обязательной аттестации лиц, получивших духовное образование за рубежом, в российской системе духовного образования, если эти лица преподают или выполняют функции в структуре религиозных организаций.

Скорее всего, эту часть законодателям также придётся менять, поскольку осуществить её в нынешних условиях — крайне сложно. Многие религиозные лидеры в современной России учились исключительно за рубежом, и это никак не связано с терроризмом. Понятно, что законопроект призван ограничить деятельность ваххабитов и иных экстремистских группировок, — но ударить он может и по всем остальным.

В-пятых, государство, согласно новому законопроекту, признает положения уставов централизованных религиозных организаций (ЦРО). Например, запрет на выход рядовой общины из состава централизованной религиозной организации.

Иными словами, если в Уставе ЦРО нет положения о выходе, или есть запрет на выход приходов или общин из ее состава, то государство автоматически признает обособившиеся структуры незаконными.

Эта часть законопроекта, конечно, особенно актуальна в свете ситуации со Среднеуральским монастырём. Видимо, одна из задач этой части — не отдавать монастырь с постройками бывшему схиигумену Сергию (Романову) и вернуть всё хозяйство Екатеринбургской епархии.

Впрочем, в случае с Романовым даже такой закон, скорее всего, не поможет, ведь по информации прессы ни одно из зданий монастыря формально никогда епархии не принадлежало. Вся собственность была записана на частных лиц, близких к Романову.

Желание авторов законопроекта поддержать крупнейшие религиозные конфессии и защитить их имущественные интересы понятно. Но в таком виде закон вряд ли будет эффективным, так что и говорить тут особенно не о чем. При желании любые «отщепенцы» от епархии или другой религиозной общины могут зарегистрировать новый приход вместо старого — это пока что в РФ не проблема. Так что не исключено, что конфликты, подобные «уральскому», возникнут и в дальнейшем.

И, наконец, в-шестых, сведения о вероисповедании в наименовании организации могут быть только в том случае, если их учредителями (участниками) являются религиозные организации.

«Иные юридические лица не вправе включать в свои наименования сведения о вероисповедании», — уточняет текст законопроекта.

Получается, например, что «православными» теперь смогут называться только приходы и епархии. Газеты, журналы, благотворительные фонды и общества, если прежде они именовались «православными», должны будут поменять название.

Это действительно важное новшество. Как, например, в этой ситуации будут вести себя портал «Православие и мир», газета «Православный Санкт-Петербург» и другие частные проекты, десятилетиями работавшие в российском религиозном медиаполе?

Очевидно, задача этой части закона — ограничить возможности частных лиц манипулировать брендом религиозной организации в собственных коммерческих, политических и прочих интересах. Только добьются ли законодатели желаемого эффекта?

Название ведь можно поменять, — «раскрученным» брендам это несложно. Да и право на название доказать не всегда просто — вспомним, как Никита Михалков судился с Роспатентом за право использовать свою торговую марку «Никита Бесогон» (суд он, конечно же, выиграл).

Можно, конечно, пойти дальше. Заняться не только названием, но и контентом. Например, запретить кому бы то ни было, кроме официальной Церкви, рассказывать о православии. Чтобы не было никакого христианства ни в прессе, ни в кино, ни в театре. Чтобы никто не смел писать романы о святых, рисовать Христа или лепить статую Бога.

Только результатом этого будет не усиление РПЦ, а полное исчезновение православия из публичного пространства. Потому что собственно церковные проекты во всех перечисленных сферах, в сравнении с частными, до сих пор были малочисленны и малозаметны. Административными мерами эту проблему, очевидно, быстро не решить. И вместо повсеместного «православного присутствия», которым по инерции возмущаются либеральные СМИ, мы рискуем получить в ближайшие годы «православное отсутствие».

Так что законопроект на самом деле странный. Поверхностный взгляд говорит, что написан он в интересах РПЦ. А что там на самом деле? Непонятно.

Можно, конечно, запретить «неправославные» православные СМИ и «неправославные» православные фонды. Только не оказаться бы здесь церковным организациям в позиции «собаки на сене»: и сама не ем, и людям не дам.

Анастасия Коскелло

Источник: Черное и белое

Сергей Волобуев

Сергей Волобуев

Next Post
Победа над пандемией и торжество прав человека: как найти баланс

Победа над пандемией и торжество прав человека: как найти баланс

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Copyright Qodeinteractive

© 2019-2023 Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа.

No Result
Показать все результаты
  • Главная
  • О платформе
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Сокоординаторы платформы
    • Экспертный совет
      • Экспертный совет — 2023
      • Экспертный совет — 2019-2022
  • Гражданская дискуссия
  • Гражданская философия
  • Гражданский экзамен
  • Контакты

© 2019-2023 Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа.

Добро пожаловать!

Войти через Facebook
Войти через Google
или

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль? Зарегистрироваться

Создать новый профиль

Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрироваться через Google
или

Заполните форму для регистрации

Все поля обязательны для заполнения Авторизоваться

Получить свой пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Авторизоваться

Add New Playlist