Классические гимназии – национальная образовательная инициатива

Из чего построен и как развивается эталонный продукт российской системы просвещения, почему его поддерживает общество?

Российскую школу принято критиковать за бесконечные реформы и пресловутый ЕГЭ, однако она дает весьма качественное системное классическое образование, оставаясь наследницей той самой прусской гимназии, из которой когда-то выросли ее предшественники – школы Российской Империи и СССР. Она обладает достоинствами, которые в России пока мало осознают.

По стечению исторических обстоятельств генератором национальных образовательных традиций сегодня стали классические гимназии, возрождение которых в России продолжается с 1990-х годов при поддержке профессионального и родительского сообщества. Поначалу это явление носило стихийный характер. Однако сегодня можно сказать, что российская классическая школа дозрела до полноценной системы. Чтобы определить критерии этой системы, а также ее лучшие методические механизмы и недостатки, по заказу Министерства просвещения РФ было проведено исследование опыта работы классических гимназий страны, в котором приняли участие эксперты отрасли, учителя, выпускники и родители, директора классических гимназий, преподаватели университетов. В рамках исследования в 2020 году состоялся цикл научно-просветительских конференций под брендом «Классическая гимназия – недооцененный элемент образовательной системы». Конференции проходили с июля по октябрь в Сергиевом Посаде и Москве.

В ходе пяти мероприятий был охвачен обширный спектр вопросов: от региональных особенностей становления классических гимназий, до геополитического статуса российской школы.

Сегодня у развитых государств существуют системные образовательные продукты, которые позволяют им не только формировать национальную элиту, но и продвигать свои интересы и культурные ценности на международном уровне. Для европейских стран такими средствами продвижения являются классические школы, наиболее популярная форма которых – британские колледжи закрытого типа. Аналогичная система образовательных учреждений есть у Турции. Несмотря на достаточно высокий статус российского образования за рубежом, подобного образовательного продукта у Российской Федерации нет. На его роль могли бы претендовать классические гимназии, возрождение которых продолжается в стране с начала 1990-х годов. Тем более, что он уже достаточно эффективно работает внутри России. 

Обширный опыт национальной классической школы уже используется  для  целенаправленного развития талантливых учеников в разных регионах страны. Несмотря на колоссальную разницу материальных и финансовых ресурсов, на государственных экзаменах выпускники классических гимназий зачастую показывают более успешные результаты, чем выпускники элитных коммерческих школ. И добиваются отличных показателей в последующей научной работе. Особенно заметно преимущество классической схемы обучения при сдаче обязательных предметов – русского языка и математики, а также иностранных языков и предметов гуманитарного профиля (история, обществознание, литература). Не последнюю роль в этом играет владение универсальными навыками работы с информацией, то, что в классической системе знаний метко назвали «научение учиться». Эта важнейшая функция позволяет готовить одаренных детей к поступлению в высшие учебные заведения, куда они приходят уже адаптированными к получению специальных знаний, а самое главное – целеустремленными и владеющими навыками самообразования.

Инкубатор универсальных студентов

Связь гимназии с высшей школой – магистральная тема, которой была посвящена отдельная конференция, которую провели в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. В европейской исторической практике учебные заведения классического типа являются связующим звеном между университетом и системой общего образования.

Учебные заведения классического типа являются важнейшим системным элементом для подготовки перспективных и всесторонне развитых студентов во всех развитых странах мира: Klassisches Gymnasium – в Германии, Lycée classique – во Франции, Liceo classico – в Италии, Grammar school – в Англии. Все они имеют разные формы и по-разному представлены в зависимости от структуры системы образования. Но их функция при этом совпадает в одном – они являются связующим звеном между общеобразовательной школой и университетом.

При этом, если в Европе сегмент классического образования можно назвать сугубо элитарным (его архетипом являются знаменитые закрытые частные колледжи для детей из состоятельных семей), – то в России классические гимназии в большинстве своем общедоступны для талантливых детей и подростков из семей с разным уровнем достатка. Селективный принцип, лежащий в основе классического образования, распространяется у нас только на интеллектуальную одаренность учащихся, а также на их морально-нравственный облик. Это дает русской классической школе серьезные преимущества и делает ее мощнейшим инструментом развития личности в современных условиях.

В той или иной форме  методики подготовки выпускников к поступлению в вуз во всех классических школах повторяются либо частично воспроизводятся. Лучше всего этот опыт продемонстрировать на примере двух учебных заведений.

Участникам цикла конференций был представлен опыт Семеновской классической гимназии (Нижегородская область), где для подготовки выпускников к поступлению в вуз применяется индивидуальный учебный план. На старшем курсе обучения он позволяет делить класс на профильные группы учащихся по выбранным предметным направлениям и заниматься интенсивной проектной интеллектуальной работой.

Еще одной эффективной методикой подготовки к поступлению в вуз признан учебный календарь старейшей в России православной классической гимназии «Радонеж». Учебная нагрузка является максимальной с 7-го по 10-й класс. В 11 выпускном классе нагрузка целенаправленно снижается, а студенты проходят специальные подготовительные курсы к поступлению в университет. Подготовительные программы реализуются за счет бюджета гимназии. Преподавателю даются и оплачиваются из бюджета гимназии дополнительные часы для работы с профильной группой учащихся (начиная с 9 класса).

Альтернатива обычной школе: почему есть социальный запрос на классические гимназии?

Гимназий классического типа в России на данный момент не много, однако спрос со стороны населения на обучение в них достаточно большой, а сама методика классической школы год от года набирает популярность в разных уголках страны.

Интерес к классическим методикам в родительском и учительском сообществе является во многом стихийным явлением. В чем секрет, заставляющий даже семьи со скромным достатком искать альтернативу обычной школе?

Участники соответствующей тематической конференции пришли к выводу, что дело не только в качестве знаний и высоком проценте выпускников, поступающих в вузы, который традиционно показывают классические гимназии. В условиях тотального идеологического вакуума, случившегося в России, классическая модель образования пользуется интуитивным спросом общества, как уникальный пример осмысленной и цельной системы развития личности. Ведь помимо передачи фундаментальных знаний школа, построенная на классических принципах, учит целеполаганию и ответственности. 

Для учеников и их родителей классическая гимназия – это альтернатива обществу рыночной конкуренции, где граждане соревнуются друг с другом, в непрестанной борьбе за более комфортный уровень потребления. В противовес этой схеме классическая школа призвана выстроить мир, где можно хотя бы в детстве побыть не конкурентами и потребителями, а братьями и сестрами. Современная социология внушает, что мы живем в обществе, каркасом и мотором которого является конфликт интересов. Классическая гимназия по своему замыслу опровергает эту разрушительную и противоестественную идею. Человек развития, который выходит из гимназии – призван быть противоположностью человеку потребления.

 В равной степени и система образования, и классическая школа болеют одними и теми же проблемами социума. При этом классическая школа, возможно, лечит их быстрее и успешнее.

Становление гимназии: от простой воскресной школы – до высокоразвитого учебного заведения, готовящего к поступлению в вуз

Некоторые классические гимназии России выросли из простых воскресных школ, и на первых порах не имели в своей программе основополагающих компонентов классической школы (таких, например, как преподавание древних языков, или – что сложнее всего дается начинающим гимназиям – образование полного цикла, то есть обучение в старшей школе). Образовательная методика гимназии усложняется по мере развития и роста. В то же время, важно заявить некий канон (или эталон) классической школы, на который могли бы равняться участники этого во многом стихийного социального процесса. Важно избежать ситуации, когда каждая школа, объявившая себя классической, понимает под этим словом что-то свое. Также известны трудности с аккредитацией классических гимназий из-за своеобразия их образовательной методики. Есть определенные опасения, связанные с угасанием учебной деятельности гимназий. Некоторые гимназии держатся на отдельно взятой сильной личности основоположника или спонсора. Наличие системного подхода, общих критериев классической школы упростило бы решение этих вопросов. Все эти вопросы стали предметом обсуждения в ходе нескольких научно просветительских конференций.

Наконец, у каждой классической гимназии в России  свой неповторимый путь развития и борьбы за высокое качество знаний и свои методы сочетания специальной программы с федеральным образовательным стандартом. Как совместить государственное с традиционным?

Как выяснилось в ходе изучения особых образовательных методик классических гимназий, уникальность и фундаментальный подход идут рука об руку в классической школе.

– Учебный план гимназии, его инвариантная часть, — полностью соответствует ФГОС. Классический компонент, который мы вводим – это вариативная часть: древнегреческий, латинский, церковнославянский, Закон Божий. Все дело в акцентах при прохождении базовых предметов, – пояснил преподаватель классической гимназии преподобного Сергия Радонежского Алексей Лебедев. – Например, в начальной школе, давая основной материал, мы делаем акцент на арифметический подход при решении задач по математике. В средней школе происходит деление на подгруппы по углубленному, а в старшей школе – по профильному изучению предмета, в зависимости от способностей и талантов детей».

Иеромонах Тихон (Зимин), директор Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского:

– Мы изучаем не только древние языки. Гораздо больший объем времени мы тратим на общеобразовательные предметы, с удовольствием выполняем государственную программу, которая совершенно необходима. Однако используя свои потенциальные возможности, мы даем и нечто большее. Но именно это «нечто большее» — является тем самым «цементом», связующим веществом, которое соединяет все воедино, придает смысл образовательной методике. В результате мы получаем совершенно другое качество образования на выходе из гимназии.

Появление и развитие классических гимназий в регионах свидетельствует, во-первых, о наличии запроса на среднее и общее образование повышенного качества среди населения России; во-вторых – о дефиците образовательных услуг для особо одаренных или особо мотивированных детей; в-третьих – о стремлении части родительского сообщества создать более здоровую нравственную и информационную среду для своих детей (в том числе и методами частичной изоляции от «нездоровой» части социума). Наконец – появление классических школ в регионах – это очевидный общественный сигнал о том, что общество не удовлетворено реформой образования, в частности, некоторыми инновационными акцентами этой реформы, например, ее системной ориентацией на западные методики, и таким образом «голосует» за консервативные формы в образовании, учитывающие богатые отечественные традиции и опыт.

Соб. корр.

Изображение