30 октября в России отмечают день памяти жертв политических репрессий. В последние годы внимание граждан к теме советских репрессий резко выросло.
Об этом свидетельствует статистика поисковых запросов.
Об этом свидетельствует количество публикаций в СМИ.
Об этом свидетельствуют многочисленные гражданские “акции памяти”, которые проходят не только в этот конкретный день, но и в течение года.
Об этом свидетельствует тот факт, что в соответствующих “практиках памяти” активно участвуют не только представители старших поколений, но и молодые граждане, многие из которых родились уже после крушения советской системы, в 1990-е, 2000-е годы и даже 2010-е годы.
Кому-то это может показаться странным.
Кого-то это может раздражать.
Кто-то пытается использовать это в своих политических целях.
Однако, на мой взгляд, важно понимать: память о жертвах политических репрессий является одним из важнейших элементов современной российской государственности.
В свое время рождение “новой”, “современной” России как демократического правового государства стало политическим результатом сложения двух «волн» общественного сознания: устремления к свободе, достоинству и благополучию человека, с одной стороны, и отвержения в качестве категорически неприемлемого опыта тоталитаризма, неизбежно сопутствующих ему политических репрессий, с другой.
След этих «волн», устремлений, можно увидеть в преамбуле нашей Конституции. Вторая же статья Конституции, утверждающая человека, его права и свободы в качестве “высшей ценности”, подразумевает невозможность “оправдания” репрессивного исторического опыта, сочувствие к жертвам исторических катастроф.
Соответственно, сегодняшнее внимание граждан к судьбе жертв политических репрессий одновременно является свидетельством зрелости гражданского самосознания и признаком прочности самого государства. Это взаимосвязанные моменты.
Говорить и думать об этом сегодня необходимо, поскольку в публичном пространстве в связи с темой жертв политических репрессий происходят многочисленные подмены и манипуляции. Причем сразу по нескольким направлениям. Вот только некоторые из них.
Первое. Противопоставление граждан, чтущих память жертв политических репрессий, – гражданам, чтущих память героев и победителей.
Второе. Противопоставление граждан, чтущих память жертв политических репрессий, – российскому государству, которое является наследником СССР.
Третье. Отождествление позиции граждан России, чтущих память героев Отечества, с позицией оправдания политических репрессий в качестве “необходимых”, “закономерных” и даже… “справедливых”.
К сожалению, немало наших сограждан, не только “обычных”, но и говорящих, и пишущих в СМИ, не только не противятся указанным манипулятивным сюжетам, но и порою активно играют в них.
Что можно и нужно противопоставить этим манипуляциям?
Конечно, чтобы избежать манипуляций, гражданское самосознание должно включать в себя правильное понимание конституционных норм. Например, необходимо всеобщее понимание того, что современная Россия является правопреемником СССР “в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах”, но не в отношении его идеологии и тоталитарных практик.
Однако этого недостаточно. Представляется, что нам всем, гражданам России, необходимо выработать своего рода “этический кодекс” общественной дискуссии в области исторической памяти. При этом нужно понимать и принимать, что современный человек и современное общество очень ревностно относятся к попыткам навязать им какие-то рамки. Особенно – в области осмысления нашей истории.
“Кодекс”, о котором я говорю, не должен «предписывать» никому никакую «единственно верную» точку зрения на историю в целом и на ее отдельные страницы. Нет. Но он призван помочь нам оставаться людьми и вести диалог, занимая при этом порою диаметрально противоположные мировоззренческие позиции.
Как это возможно? Какие принципы могли бы составить такой “этический кодекс”? Вот некоторые предложения.
Оценка истории — бесспорное право гражданина, однако дискуссия об историческом прошлом не должна становиться поводом для гражданского и политического противостояния в современности.
Не следует злоупотреблять историческими аргументами и символами в общественной дискуссии по актуальным вопросам современности, подменять рациональные и ценностные суждения ссылками на исторический опыт.
Сочувствие, сострадание к жертвам исторических катастроф составляет неотъемлемую часть зрелого гражданского сознания. Оправдание терроризма и террора, массовых репрессий недопустимо.
Не следует противопоставлять патриотизм, любовь к Родине и критику несовершенств государственного, правового и общественного порядка. Патриотические чувства не должны использоваться для апологетики несправедливости. Критика несправедливости не должна сопровождаться отрицанием человеческого достоинства нынешних и прошлых поколений, достоинства страны в целом.
Историческая информация должна быть доступна гражданам в полном объеме. Критерии для ограничения доступа к исторической информации в целях обеспечения национальной безопасности должны быть понятными, не носить избыточный характер. Сроки ограничений должны неукоснительно соблюдаться.
Фальсификация истории недопустима и не может быть оправдана никакими соображениями.
В общественной дискуссии неизбежно сравнение исторического опыта других стран и России. Такое сравнение может быть продуктивным. Однако в общественной дискуссии недопустимо унижение достоинства как собственной страны, так и других стран. Публичные высказывания такого рода неприемлемы.
Интерес и уважение к духовным поискам, вере, социальным идеалам минувших поколений составляет неотъемлемую часть зрелой гражданской культуры. Сохранение памяти о многовековой истории своей семьи, воспитание у новых поколений культуры семейной памяти являются важными гражданскими добродетелями.
Хочется верить, что уровень культуры нашего общества достаточен, чтобы выработать и усвоить подобный “этический кодекс”.
В заключение, хочу отметить, что память о жертвах политических репрессий – это не только наш долг перед минувшими поколениями, не только признак нашей гражданской состоятельности. Память о жертвах политических репрессий сегодня – это противоядие, прививка от новейших утопий построения “светлого будущего”.
Поэтому в нашей дискуссии о будущем России и мира, о возможностях нового технологического уклада важно помнить о нашем историческом опыте, делать из него выводы. В дискуссии о развитии страны недопустимо рассматривать в качестве желательных государственные, общественные и хозяйственные порядки, отрицающие достоинство, свободу и права человека, ценность каждой человеческой личности и жизни.
Это еще одна причина, почему так важна память о жертвах политических репрессий.
Волобуев Сергей Григорьевич, философ, координатор общественного проекта «Гражданский экзамен»