НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА ГРАЖДАНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА ГРАЖДАНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА ГРАЖДАНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Команда общественно-просветительского проекта «Гражданский экзамен» заявляет о формировании «НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ»

Национальная платформа гражданского просвещения – это:

– совокупность базовых идей и принципов в области гражданского просвещения в современной России;

– комплекс проектных предложений по обустройству национального информационного пространства в интересах культурного и интеллектуального развития граждан России;

– ассоциация граждан, организаций, объединений, формируемая в целях реализации прав граждан на участие в просветительской деятельности, обмена опытом и лучшими практиками, продвижения мер в области государственной политики в области гражданского просвещения;

– доступный для всех участников «ПЛАТФОРМЫ» комплекс цифровых сервисов для реализации просветительской деятельности на необходимом уровне: муниципальном, региональном, общероссийском, международном.

Присоединение к «НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ» означает согласие со следующими принципами гражданского самосознания и действия, в том числе в области просветительской деятельности:

I. Судьба России, российского народа и российского государства является предметом заботы и личной ответственности каждого гражданина России.

II. Критика существующего в тот или иной исторический период государственного, правового, хозяйственного и общественного порядка, а также оценка исторического опыта страны – бесспорное право гражданина. Критика несовершенств и несправедливости, а также отвержение исторического опыта не должны сопровождаться отрицанием человеческого достоинства сограждан, нынешних и прошлых поколений, достоинства страны в целом. Патриотические чувства не должны использоваться для апологетики несправедливости и несовершенств. Критика несправедливости и несовершенств не должна попирать патриотические чувства.

III. Никто не имеет монополию на “гражданскую позицию”: гражданами являются и сторонники, и оппоненты власти, равно как и ее представители. Многообразие «гражданских позиций» по разным вопросам жизни государства и общества является существенным признаком свободной страны.

IV. Гражданин России – наследник великой, сложной и многообразной культуры. Каждый должен относиться к другому как к разумной и свободной личности, достойной высокого уровня культуры общения и дискуссии. Интерес, уважение к интеллектуальным и духовным поискам, вере, социальным идеалам сограждан и минувших поколений составляет неотъемлемую часть зрелой гражданской культуры. Всем участникам общественной дискуссии необходимо стремиться к утверждению её высокого культурного и интеллектуального уровня. Общественная активность в областях духовного, культурного и научного просвещения является гражданской добродетелью.

V. Историческая память — стержень гражданского самосознания, основа ответственной гражданской позиции. Не следует злоупотреблять ссылками на исторический опыт в общественной дискуссии по актуальным вопросам современности, подменять ими рациональные и ценностные суждения. Сохранение памяти о многовековой истории своей страны, своей семьи и своего народа, сохранение культурного и природного наследия регионов и всей страны являются гражданскими добродетелями.

VI. Убеждение в ценности каждой человеческой личности, каждой человеческой жизни должно быть безусловной презумпцией гражданского сознания. Сочувствие, сострадание к жертвам общественно-исторических, техногенных и природных катастроф составляет неотъемлемую часть зрелого гражданского сознания. Оправдание исторического опыта терроризма, террора, массовых репрессий недопустимо. Также недопустимо допускать их необходимость в настоящем и будущем страны. Общественная активность в области сохранения жизни и здоровья сограждан, благоприятной природной среды, утверждения соответствующих стандартов природопользования и хозяйственной деятельности, является гражданской добродетелью.

VII. Гражданство, гражданские состояния не могут рассматриваться в качестве предмета купли-продажи. Коррупция, использование должностных полномочий и возможностей в личных целях в равной степени неприемлемы в сфере государственного и муниципального управления, в бизнесе, в общественном секторе. Коррупция разрушает гражданское согласие и солидарность, является угрозой гражданскому миру. Общественная активность в области противодействия коррупции, укрепления законности и правопорядка, правового просвещения сограждан является гражданской добродетелью.

VIII. Разница в имущественном положении граждан не должна становиться разницей в гражданском и человеческом достоинстве. Демонстративная роскошь, гедонизм, налоговые и имущественные манипуляции подлежат гражданскому порицанию. Милосердие, благотворительность, взаимопомощь являются гражданскими добродетелями.

IX. В дискуссии о развитии страны недопустимо рассматривать в качестве желательных государственные, общественные и хозяйственные порядки, отрицающие достоинство, свободу и права человека, ценность каждой человеческой личности и жизни.

X. В общественной дискуссии неизбежно сравнение уровня экономического, военного, научного, технологического развития других стран и России. Такое сравнение может быть продуктивным. Однако в общественной дискуссии недопустимо унижение достоинства как собственной страны, так и других стран. Публичные высказывания такого рода неприемлемы.

Присоединение к «НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ» означает:

  1. Согласие с тем, что в условиях перехода на новый технологический уклад формирование единой цифровой инфраструктуры для культурного развития человека и гражданина является обязанностью, признаком эффективности и условием сохранения правового государства.
  2. Согласие со следующими проектными предложениями по обустройству национального информационного пространства в интересах культурного и интеллектуального развития граждан, а также готовность участвовать в продвижении данных проектных предложений:

– государство в сотрудничестве с гражданским обществом, экспертными и деловыми сообществами призвано в кратчайшие сроки создать единый общенациональный некоммерческий цифровой депозитарий культурной информации (объединенный оцифрованный национальный книжный, фото-, видео-, аудио-фонд), удобный и доступный для каждого гражданина;

– государство в сотрудничестве с гражданским обществом, экспертными и научными сообществами призвано в кратчайшие сроки создать общенациональную цифровую энциклопедию, выполняющую одновременно роль основного источника достоверной информации и среды деятельности научного и экспертного сообщества страны;

– государство в сотрудничестве с гражданским обществом, экспертными и деловыми сообществами призвано в кратчайшие сроки создать национальную поисковую систему, в основу которой заложены принципы выдачи информации, не подверженные влиянию коммерческих интересов, а также изменчивых общественных предпочтений в области массовой культуры;

– совокупность данных ресурсов: общенациональный цифровой депозитарий культурной информации, цифровая энциклопедия и национальный некоммерческий поисковик, – должны стать информационно-технологической основой для всех видов образовательной, культурной и просветительской деятельности в России.

Присоединение к «НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ» означает готовность:

– к обмену опытом и лучшими просветительскими практиками;

– к участию в мероприятиях по продвижению мер в области государственной политики в области гражданского просвещения, выработанных участниками «ПЛАТФОРМЫ»;

– к защите законных интересов участников «ПЛАТФОРМЫ», связанных с их деятельностью в области гражданского просвещения;

– к использованию цифровых сервисов «ПЛАТФОРМЫ» для реализации просветительской деятельности.