Будущее образования и культуры в России обеспечит “информационная триада”

21 мая 2021 года сокоординаторы проекта “Гражданский экзамен” Сергей Волобуев, Алексей Короткевич и Александр Рудаков приняли участие в круглом столе Центра социально-консервативной политики
“Новые подходы в образовании: как обеспечить образ желаемого завтра?”.

Круглый стол состоялся в Красногорске в рамках Всероссийского Форума “Устойчивое развитие – «Устойчивое будущее Региона. Научно-образовательное пространство и глобализация: новые вызовы и возможности».


В ходе круглого стола представители проекта “Гражданский экзамен” представили комплекс инициатив в области развития и обустройства национального информационного пространства как основы для образовательного и культурного роста российского общества.

“Будущее образования и культуры в нашей стране прямо связаны с решительными и системными мерами по обустройству национального информационного пространства. Подобно тому, как стратегическую безопасность России обеспечивает “ядерная триада”, гуманитарное развитие личности, общества и государства призвана обеспечить “информационная триада”: во-первых, общенациональная библиотека (или активный каталог), содержащий все культурные и интеллектуальные ценности в оцифрованном виде, во-вторых, российская электронная энциклопедия и, в третьих, базирующаяся на них национальная поисковая система”, – сказал Сергей Волобуев.

Алексей Короткевич подчеркнул в своём выступлении, что развитие информационной инфраструктуры для образования и культурного возвышения личности – прямая обязанность правового и социального государства.

“Культурные блага, в том числе все, что относится к высокой, классической культуре, доступны сегодня далеко не всем. В интернет-пространстве дело обстоит еще более сложно. В результате мы имеем дело с ситуацией, когда определенные тенденции масс-культуры ведет к культурной деградации. При этом очевидно, что падение интеллектуального и культурного уровня наших граждан – это очевидная угроза конкурентоспособности страны. Чтобы достичь национальных целей развития, нам нужен прорыв в гуманитарной, в просветительской сфере. В этом смысле очень важно, чтобы образовательный процесс носил мотивирующий характер. Молодежи нужна ролевая модель, которая программирует жизненный путь, определяет жизненные установки. Пока что в этой сфере не все так хорошо, как хотелось бы. Пока что среди определенной части нашей молодежи больше ценится не интеллектуальный капитал, а капитал деструктивного креатива”, – сказал Александр Рудаков.

В работе круглого стола приняли участие: директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва Владимир Аристархов; доктор философских наук, главный научный сотрудник, заведующий сектором междисциплинарных проблем научно-технического развития Института философии Российской академии наук Владимир Буданов; кандидат философских наук, доцент кафедры биоэтики РНИМУ им. Н.И. Пирогов, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Елена Введенская; писатель, публицист Эдуард Геворкян; доктор физико-математических наук, профессор, действительный член Академии военных наук, заведующий отделом математического моделирования нелинейных процессов Института прикладной математики (ИПМ) им. М. В. Келдыша РАН Георгий Малинецкий; философ, председатель редакционного совета интернет-сайта “Русская Idea” Борис Межуев; заместитель руководителя Центра компетенций НТИ “Новые и мобильные источники энергии” при ИПХФ РАН, сооснователь и главный редактор порталов Neuronovosti.Ru, научный редактор портала Indicator.Ru Алексей Паевский; директор Института Русского зарубежья Сергей Пантелеев; заместитель генерального директора АО «Концерн Гранит» Игорь Турканов; генеральный директор Центра социально-консервативной политики Людмила Шувалова.