На прошедшем 29 июня — 1 июля Х Петербургском международном юридическом форуме председатель Конституционного суда Российской Федерации Валерий Зорькин заявил, что нашему обществу сегодня необходима «правовая мобилизация».
«Мобилизация нам понадобится всесторонняя — экономическая, политическая, духовная и, наконец, правовая. Нам нужна сейчас прежде всего правовая мобилизация — не в смысле ужесточения законодательных мер, а в смысле более полного воплощения в законодательстве сути права, как равной меры свободы. Из-за политики Запада России придется жить и развиваться «в условиях, которые потребуют мобилизации не только экономических ресурсов страны, но и духовного потенциала нации», — подчеркнул Валерий Зорькин.
Также председатель Конституционного суда отметил, что речь идет именно о развитии, а не о попадании в «крайне опасный застой». Представляется, что правовая мобилизация государства и общества должна начинаться на уровне конституционного правосознания, национальной безопасности и стратегического планирования.
В условиях «правовой мобилизации» представляется непродуктивным продолжение антиконституционной по сути дискуссии о необходимости введения в России «государственной идеологии». Постановка вопроса о «государственной идеологии» ― это прямой призыв к отмене 13 статьи Конституции, согласно которой, напомним:
- В Российской Федерации признается идеологическое многообразие;
- Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Совершенно очевидно, что 13 статья Конституции имеет ввиду прежде всего «партийные», частные, групповые идеологии, а также кабинетные доктрины и различные интеллектуальные течения. Действие данной статьи не распространяется на уровень общенациональных ценностей, смыслов, культуры в целом. Не существует и не может существовать конституционного запрета руководствоваться смыслами и ценностями при разработке и реализации государственной политики.
Дискуссия о государственной идеологии не только вступает в клинч с основами конституционного строя России, но и расходует впустую ресурсы интеллектуалов и общественности. Эти ресурсы могут и должны быть направлены на решение вполне конкретных задач. В том числе ― интеллектуалы и общественность могли бы принимать более активное участие в совершенствовании и развитии системы документов стратегического планирования, а также формировать систему общественного контроля реализации положений документов стратегического планирования.
В современной России стратегии, концепции, доктрины, иные государственные документы в области стратегического планирования и национальной безопасности реализуют de facto, наряду со своими прямыми руководящими функциями, функцию развернутой интерпретации положений и норм Конституции.
Так, например, Основы государственной культурной политики являются конкретизацией статьи 44 Конституции. Этот документ закрепляет право каждого человека и гражданина на доступ к культурным ценностям, а также дает каждому гражданину обязанность заботиться о сохранении культурного наследия.
Разработанный в прошлом году Советом по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации проект Концепции обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в цифровом пространстве Российской Федерации является по сути развернутым толкованием пункта «м» статьи 71 Конституции. Эта статья появилась в результате поправки к Конституции 2020 года по инициативе Натальи Касперской. Статья относит к исключительным полномочиям Российской Федерации «обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных».
Особое место в системе документов стратегического планирования принадлежит Стратегии национальной безопасности. Напомним, что год назад, 2 июля 2021 года, президент Российской Федерации Владимир Путин утвердил новую, ныне действующую редакцию Стратегии национальной безопасности.
Среди важнейших особенностей и акцентов новой редакции Стратегии выделяется ее ценностная и гуманитарная доминанта. В Стратегии зафиксирован приоритет «Защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». При этом в число традиционных российских духовно-нравственных ценностей впервые включены жизнь, достоинство, права и свободы человека, помимо патриотизма, гражданственности, служения Отечеству и ответственности за его судьбу.
Согласно Стратегии, к российским ценностям относятся: высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Однако замечу, что «жизнь, достоинство, права и свободы человека» возглавляют список российских ценностей (Стратегия, п. 91) в полном соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации. Высочайший ценностный и конституционно-правовой статус человека и гражданина является основанием для определения соответствующего же статуса и роли гражданского общества. Именно поэтому при реализации стратегических национальных приоритетов гражданское общество призвано выступать партнером государства.
Зафиксировано, что реализация настоящей Стратегии осуществляется путем согласованных действий органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества под руководством Президента Российской Федерации (Стратегия, п. 103).
Примерно такие же формулы присутствуют во всех документах стратегического планирования. Возвращаясь к тезису председателя Конституционного суда Российской Федерации Валерия Зорькина о необходимости «правовой мобилизации», отметим, что перспективной формой таковой мобилизации может выступить совместная деятельность граждан, институтов гражданского общества и государства в сфере реализации стратегических национальных приоритетов.
Совместная же деятельность граждан, институтов гражданского общества и государства по обеспечению гуманитарного суверенитета выступает современной формой общенациональной (общегражданской) консолидации, не требующей введения «государственной идеологии», отказа от конституционных прав и свобод человека и гражданина.