В столичном Центре социально-консервативной политики состоялась экспертная дискуссия на тему «Роль консервативной идеи в обеспечении гражданского согласия». Эксперты круглого стола обсудили возможность формирования в российских реалиях «консенсуса консерваторов» и идей, которые могли бы его составить.
Они делились идеями о том, как можно приумножить современный российский консерватизм, разбирались какие идеи призваны сохранить его в существующих условиях и в перспективе. В ЦСКП видят путь, по которому развивается наша страна, как основанный на сохранении именно традиционных, базовых ее ценностей. Если смотреть в корень, то ценности нашей мультинациональной страны берут свое начало из религий тех или иных народов. Об этом заявил член Общественной палаты Московской области Иосиф Дискин:
«Если мы говорим о том, что религиозные ценности, нормы и представления традиционных российских религий лежат в основе сформированного нравственного фундамента россиян, это только упрочняет этот самый консенсус. Мы обращаемся и к авторитету религий, и к авторитету высокой классической русской культуры, которая выросла из этих же норм и представлений».
После развала Советского Союза страна практически перестала производить какие-либо ценности. Основные их идеи, как фундамент направления для государства, были закреплены в принятой в 90-е годы Конституции. По мнению директора Центра европейско-азиатских исследований Андрея Русакова, уже тогда кредо формирования главной ценности российского государства стала фраза «Своих не бросаем», которая обрела новое дыхание в связи с конфликтом на Украине.
«С началом Специальной Военной Операции, лозунг «Своих не бросаем» стал более-менее понятной идеологией, которую мы на сегодняшний момент пытаемся произвести. Чем это не является консервативным лозунгом? Действительно, мы не бросаем своих. Мне удалось съездить в Таджикистан, в Киргизию, уже после того, как началась СВО, и я могу сказать, что это стало понятным для тех русских граждан, которые живут в этих странах. До того момента, когда расплывчатая государственная идеология, обусловленная и отсутствием конституции, не позволяла идентифицировать РФ относительно некой идеологии, даже консервативной. На сегодняшний момент те ценности, какие есть в основе консервативного подхода — это «Своих не бросаем». И это является самым идеальным лозунгом, отражающим нынешний российский консервативный курс», — заявил Русаков.
Философ Борис Межуев выразил уверенность, что консерватизм нередко приводит к расколу в обществе, так как всегда существует два лагеря консерваторов: те, кто стремится к империализму и призывает к давлению на условного врага, и те, кто занимает более умеренную позицию. Признаки последствий активных действий первого из них уже явственно прослеживаются во внешней политике стран Запада.
«В результате наших действий и действий против нас в Европе уже сменилось четыре руководителя кабинетов. Сменилось в Эстонии, в Болгарии, в Великобритании и, кажется, собирается в Италии, где политический кризис. Нельзя исключить, что в результате продолжения наших вот этих вот действий может произойти смена политической элиты и в других странах, и даже в США, в особенности в США, в силу предельной неустойчивости нынешнего руководства и нынешней администрации и крайней популярности тех течений, которые мы так или иначе можем назвать консервативными», — рассказал Межуев.
Эксперт допустил право России на дальнейшее продвижение ее политики по трансформации Запада, назвав ее перспективной, поскольку она в итоге приведет Европу в «нужное» нам консервативное состояние.
Подводя итоги встречи, модератор дискуссии, координатор проекта «Гражданский экзамен» Сергей Волобуев весьма позитивно оценил нынешнее положение дел в России:
«Вы знаете, мы счастливые люди. Я скажу вам, как современный российский консерватор. Мы — счастливые люди. Если мыслители прошлого искали формулу совершенного государства, как некую абстрактную утопию, то мы живем в этом совершенном государстве. Мы его уже в принципе построили на уровне нормативной системы и у нас очень нравственно здоровое общество. Это создает основу для дальнейшего движения вперед. То есть нам не надо строить совершенное государство, мы его уже построили. Нам надо просто его не потерять и сохранить».