Роль консервативной идеи в обеспечении гражданского согласия обсудили в Москве

В столичном Центре социально-консервативной политики состоялась экспертная дискуссия на тему «Роль консервативной идеи в обеспечении гражданского согласия». Эксперты круглого стола обсудили возможность формирования в российских реалиях «консенсуса консерваторов» и идей, которые могли бы его составить.

Они делились идеями о том, как можно приумножить современный российский консерватизм, разбирались какие идеи призваны сохранить его в существующих условиях и в перспективе. В ЦСКП видят путь, по которому развивается наша страна, как основанный на сохранении именно традиционных, базовых ее ценностей. Если смотреть в корень, то ценности нашей мультинациональной страны берут свое начало из религий тех или иных народов. Об этом заявил член Общественной палаты Московской области Иосиф Дискин:

«Если мы говорим о том, что религиозные ценности, нормы и представления традиционных российских религий лежат в основе сформированного нравственного фундамента россиян, это только упрочняет этот самый консенсус. Мы обращаемся и к авторитету религий, и к авторитету высокой классической русской культуры, которая выросла из этих же норм и представлений».

После развала Советского Союза страна практически перестала производить какие-либо ценности. Основные их идеи, как фундамент направления для государства, были закреплены в принятой в 90-е годы Конституции. По мнению директора Центра европейско-азиатских исследований Андрея Русакова, уже тогда кредо формирования главной ценности российского государства стала фраза «Своих не бросаем», которая обрела новое дыхание в связи с конфликтом на Украине.

«С началом Специальной Военной Операции, лозунг «Своих не бросаем» стал более-менее понятной идеологией, которую мы на сегодняшний момент пытаемся произвести. Чем это не является консервативным лозунгом? Действительно, мы не бросаем своих. Мне удалось съездить в Таджикистан, в Киргизию, уже после того, как началась СВО, и я могу сказать, что это стало понятным для тех русских граждан, которые живут в этих странах. До того момента, когда расплывчатая государственная идеология, обусловленная и отсутствием конституции, не позволяла идентифицировать РФ относительно некой идеологии, даже консервативной. На сегодняшний момент те ценности, какие есть в основе консервативного подхода — это «Своих не бросаем». И это является самым идеальным лозунгом, отражающим нынешний российский консервативный курс»,  заявил Русаков.

Философ Борис Межуев выразил уверенность, что консерватизм нередко приводит к расколу в обществе, так как всегда существует два лагеря консерваторов: те, кто стремится к империализму и призывает к давлению на условного врага, и те, кто занимает более умеренную позицию. Признаки последствий активных действий первого из них уже явственно прослеживаются во внешней политике стран Запада.

«В результате наших действий и действий против нас в Европе уже сменилось четыре руководителя кабинетов. Сменилось в Эстонии, в Болгарии, в Великобритании и, кажется, собирается в Италии, где политический кризис. Нельзя исключить, что в результате продолжения наших вот этих вот действий может произойти смена политической элиты и в других странах, и даже в США, в особенности в США, в силу предельной неустойчивости нынешнего руководства и нынешней администрации и крайней популярности тех течений, которые мы так или иначе можем назвать консервативными»,  рассказал Межуев.

Эксперт допустил право России на дальнейшее продвижение ее политики по трансформации Запада, назвав ее перспективной, поскольку она в итоге приведет Европу в «нужное» нам консервативное состояние.

Подводя итоги встречи, модератор дискуссии, координатор проекта «Гражданский экзамен» Сергей Волобуев весьма позитивно оценил нынешнее положение дел в России:

«Вы знаете, мы счастливые люди. Я скажу вам, как современный российский консерватор. Мы — счастливые люди. Если мыслители прошлого искали формулу совершенного государства, как некую абстрактную утопию, то мы живем в этом совершенном государстве. Мы его уже в принципе построили на уровне нормативной системы и у нас очень нравственно здоровое общество. Это создает основу для дальнейшего движения вперед. То есть нам не надо строить совершенное государство, мы его уже построили. Нам надо просто его не потерять и сохранить».

РИА ФАН