Философ Волобуев: теракт против Дугиных — это попытка парализовать страхом мозг нации

Можно по-разному относиться к философии Александра Дугина, тем более что за три десятилетия его активной деятельности его взгляды постоянно развивались и усложнялись. Однако в здравом уме и с чистой совестью нельзя отрицать масштаб его личности и его роль в новейшей истории России. Если влияние Дугина на российскую власть принадлежит скорее области мифологии, то его реальное влияние на общество отрицать невозможно.

Сам факт появления в общественной дискуссии фигуры политически и социально активного философа, который не пересказывает нам чужие мысли и книжки, а говорит искренне и от себя, который к тому же борется за Россию и ее интересы, сильно изменил интеллектуальную атмосферу нашей страны.

В 1990-е, в 2000-е, 2010-е годы Александр Дугин пробудил к активной философской и исторической мысли несколько поколений, или волн, мыслящей молодежи. В стране, которая, казалось бы, смирилась с потерей суверенитета, в том числе интеллектуального суверенитета, во многом благодаря деятельности и примеру Александра Дугина появился целый спектр интеллектуально-активных групп и течений, поставивших своей целью вернуть и утвердить суверенитет России.

В обществе, значительной части которого навязали унизительную, колониальную моду пренебрежения к мысли, теории, культуре, воспитали в духе превозношения «малых дел» и всякой «прагматики», Александр Дугин высоко поднял знамя Мысли и Слова.

С Дугиным как теоретиком можно соглашаться, можно не соглашаться, но нельзя быть неблагодарным ему как политически активному философу, как гражданину, в конце концов. Мысль и труды Александра Дугина стали для новых поколений россиян порталом, через который они либо знакомились с российским и мировым философским наследием, либо осознавали необходимость и реальное значение философии, самостоятельной мысли вообще, для решения коренных вопросов жизни.

В данной связи, убийство Дарьи Дугиной, — яркой представительницы новой генерации мыслящих россиян, — покушение на самого Александра Дугина, — не говоря о личном и человеческом измерении трагедии, — это, конечно, попытка запугать, отвратить от мысли, вывести из строя целые поколения россиян, низвергнуть их в пространство банальности, глупости, пошлости, потери самосознания и суверенитета. Это попытка парализовать страхом мозг нации.

Уверен, что эта попытка обречена. Насилие и страх не могут противостоять логике мысли и культуры.

Конечно, ничто и никогда не сможет возместить отцу потерю дочери… Но будем верить в силу воли и духа Александра Дугина. Пусть слабым, но все же утешением для него станет наша готовность быть для него мыслящими братьями, сестрами, сыновьями, дочерями.

Это не обязывает нас соглашаться с Дугиным вот всем и не лишает нас права спорить с ним. Но это наш человеческий и гражданский долг.

ФАН