Юрист Шашкин: Гражданское согласие возможно только на основе традиционных ценностей

Сущность консерватизма как политической идеологии заключается в преемственном развитии общества и государственного строительства, в сохранении и защите традиции, связующей культурную общность народа.

Конституционные поправки 2020 года задают консервативный правовой и политический императив государственного строительства в современной России.

В тексте Конституции особо выделяются такие ценностные положения: сохранение идеалов предков, исторической преемственности в развитии Российского государства для поддержания государственного единства (ч. 2 ст. 67.1 Конституции РФ).

В этом же ценностном контексте дается конституционное определение культуры как уникального наследия, в основе которого лежит самобытность российской нации. И это наследие не только поддерживается, но и охраняется государством (ч. 4 ст. 68). Конституция устанавливает гарантии государственной защиты культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации (ч. 2 ст. 69). Вэтом же ряду стоит конституционный императив защиты государством исторической правды (ч. 3 ст. 67.1).

Следует особо отметить, что реализация конституционных задач по созданию условий для повышения благосостояния граждан на основе взаимного доверия государства и общества, реализация государственных гарантий социального партнерства, экономической, политической и социальной солидарности (ст. 75.1), возможна только в том случае, если основой национального развития выступает исторически сложившаяся система традиционных ценностей.

Global Look Press/Nikolay Titov/Russian Look

Эти конституционные положения прямо соотносятся с целями и задачами Стратегии национальной безопасности России по взаимосвязанному обеспечению национальной безопасности и национального развития, включая защиту исторического и культурного наследия народа, его самобытности и системы традиционных ценностей.

Подчеркнем: традиционные ценности нормативно определяются как сущностные основы российского государства и общества. Декларируемый в документах стратегического планирования приоритет культурного и гуманитарного развития в государственном строительстве призван обеспечить ключевое условие сохранения и развития современной России — трансляцию и распространение духовного интеллектуального опыта российской нации, формирующего культурную и национальную идентичность российских граждан.

Согласно основам государственной культурной политики, утверждение в общественном сознании ценности накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта является необходимым условием для индивидуального и общего развития. Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны.

wikipedia.org/Janet2015/CC BY-SA 4.0

В этом контексте защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти выступает одним из стратегических национальных приоритетов. Это важнейшие направления обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития.

Совместим ли такой вектор государственного строительства с потребительским обществом и сервисным государством? Вряд ли.

«Глубинный неосознанный консерватизм», о котором часто говорится как об основе гражданского согласия, также представляет собой явление сомнительное с точки зрения политического действия. Общество исторически всегда выступало не только субъектом, но и объектом управления, включая воспитание и просвещение.

Реалистичный консервативный вектор развития должен опираться на гражданское единство, развитое гражданское самосознание, активную гражданскую позицию, осознанную потребность человека быть созидателем и защитником устоев своего Отечества.

Задача национальной элиты — определять наиболее эффективные с точки зрения политического момента формы и способы такого просвещения и формирования гражданского самосознания как основы гражданского согласия, используя не только инструментарий публичной власти, но и общественные институты, политические партии в особенности.

Что примечательно, положения Конституции России и Стратегии национальной безопасности во многом коррелируют с хорошо известными тремя «народными принципами» Сунь Ятсена — одного из отцов-основателей современной китайской республиканской государственности и партии Гоминьдан, обладающей политическим представительством и в материковом Китае, и на Тайване. Эти принципы, сформулированные в прошлом столетии и имеющие многогранное прочтение (марксистское, консервативное, либеральное), служат до наших дней одним из оснований гражданского консенсуса в Китае:

Первый — гражданский национализм или народность. То есть единая гражданская нация формируется на основе доминирующей культурно-исторической традиции и преемственности в национальном и культурном развитии, не в ущерб, а на пользу развития всех этнических и социальных групп страны.

Второй — народовластие. Гражданская нация — это единственный носитель и источник власти. Поступательное развитие ее ответственного и широкого участия в публичном управлении, рост гражданского самосознания, сохранение национальной и культурной идентичности являются ключевой государственной задачей, решение которой во многом зависит от правящей партии.

Третий — народное благосостояние, основанное на солидарности общества.

РИА ФАН