Сенатор РФ, профессор Анатолий Широков направил вице-премьеру Татьяне Голиковой официальный запрос о планах правительства по разработке национальной образовательной доктрины. России необходима национальная доктрина в сфере образования как базовый документ, подчеркнул политик в комментарии для ФАН. Причем его наличие является требованием российского законодательства о стратегическом планировании.
В запросе Широков также обращает внимание, что нынешние отраслевые программы и проекты в области образования не носят доктринальный характер, хотя по своему формату требуют такого документа.
Самое интересное, что в период с 2000 по 2014 год в нашей стране был такой документ —«Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Однако в марте 2014 его признали утратившим силу, но главное — замену ему так и не разработали. То есть по сей день в России нет «основополагающего государственного документа, устанавливающего приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития».
Как выразился в беседе с ФАН эксперт фонда «Народная дипломатия» Сергей Простаков, наша страна восемь лет обходится без базового документа для системы образования. И это, по его мнению, довольно солидный срок: изменился и мир, и само государство. А направления, по которому необходимо развивать и воспитывать будущего гражданина, до сих пор нет.
«За восемь лет мир стал гораздо недружелюбнее: в ряде стран идет настоящий кризис традиционных ценностей, а технический прогресс как будто приостановился. Человечество не стало гуманнее, не нашло способов более эффективно использовать ресурсы Земли, не достигло увеличения скорости и пределов передвижения по планете и за ее пределами, нет прорывов в медицине. Это фундаментальные проблемы. И вместе с развитием страны в новых условиях, с ними будет сталкиваться молодежь. Наша система образования должна готовить ее к встрече и решению задач нового времени», — высказался Простаков.
Как объяснил политический и экономический аналитик Владимир Соловейчик, доктрина необходима, в первую очередь, потому что является рамочным документом, на основе которого должны выстраиваться иные нормативные документы, должны готовиться федеральные и региональные законопроекты, постановления правительства РФ, приказы и распоряжения министерства просвещения РФ, министерства образования и науки РФ, федеральных служб и агентств, постановления РАН, решения властей субъектов Федерации.
Исходя из того, что в лице доктрины закладывается база для всей системы образования, она должна готовиться с учетом итогов широкой дискуссии экспертов и работников сферы образования, уверен Соловейчик.
«Одним документом вся политика в области образования исчерпываться не может, но и недооценивать его нельзя. Сама эта доктрина может быть подготовлена лишь с учетом итогов всеобъемлющей общественной дискуссии, с привлечением экспертов, ученых, преподавателей средней и высшей школы, системы профессионального образования, депутатов всех уровней. Необходима широкая общественная дискуссия, которая уже стартовала, но еще далека от завершения», — убежден аналитик.
По его словам, уже сейчас у многих организаций есть свои предложения относительно образовательного процесса: движение «Образование для всех», профсоюзы «Учитель» и «Университетская солидарность», Федерация независимых профсоюзов России, независимый студенческий профсоюз «Дискурс» и многие другие. Их предложения весьма важны, они ориентированы на образовательную практику, а потому нуждаются в учете при принятии доктрины, считает Соловейчик.
«Задача у доктрины должна быть одна — вернуть России статус первоклассной научной и образовательной державы, утраченный из-за либерально-рыночных реформ по рецептам Гайдара, Чубайса и Немцова. Эта задача не такая простая, как кажется на вид, потребует времени и усилий, но без ее успешного решения ни о какой подлинной независимости нашей страны речи нет и быть не может. Будущее РФ невозможно без сильных и развитых отечественных образования и науки. Не будет их — не будет и нашей Российской Федерации», — подытожил политический аналитик.
Член научного совета при ООН РАН «Социально-политические проблемы формирования ЕАЭС», главный редактор журнала «Архонт» Антон Бредихин напомнил, что президент России Владимир Путин уже ставил задачу пересмотреть подход к системе образования в целом. И если раньше речь шла больше о самих учебных материалах и методологии, то сейчас необходимо сделать качественный пересмотр системы образования в контексте духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи.
«Нужно сделать акцент на патриотизм и на идеологию патриотизма. Не надо бояться слова идеология. Именно с идеологических позиций патриотизм должен присутствовать в системе образования как базовый концепт всей стратегии госполитики. Вместе с тем надо формировать у подрастающего поколения понимание происходящего в контексте текущих событий: а не так, что в учебниках мы не видим отражения событий последних 20 лет. Важно сделать акцент на героях современности, которые совершают свои подвиги в рамках миротворческих миссий и специальных военных операций», — подчеркнул политолог.
Бредихин также убежден, что параллельно с вышеупомянутыми мерами в рамках доктрины надо произвести очищение сферы образования от тех ошибок, которые были включены в систему в виду либеральных подходов или из-за подрывной деятельности определенных лиц, которые теперь находятся за пределами нашей страны.
Участники дискуссии «Гражданского экспертного клуба», ранее состоявшейся в ФАН, сошлись во мнении, что укрепление и отстаивание суверенитета России имеет одним из своих важнейших условий суверенитет национальной образовательной системы. Этому, по мнению членов «Гражданского экспертного клуба», послужит разработка новой образовательной доктрины Российской Федерации.