Историк Артамонов: для гражданской мобилизации необходимо историческое просвещение

Профессор кафедры истории России Московского педагогического государственного университета Герман Артамонов высказался о роли истории для гражданского воспитания. Свои суждения Артамонов изложил на заседании Гражданского экспертного клуба, которое было посвящено вопросам мобилизации российского общества. Дискуссия состоялась при поддержке ФАН 26 сентября.

Профессор Артамонов в частности отметил:

«Важнейшим фактором для решения задач гражданской мобилизации является гражданское воспитание. И в России, и во всем мире основным ресурсом для обеспечения решения этой важнейшей государственной задачи является историческое образование. Именно на материалах и предметном содержании истории формируется гражданская идентичность и самосознание. Следовательно, эффективность проведения гражданской мобилизации невозможно обеспечить вне исторического просвещения нашего общества».

Далее историк заметил, что, к сожалению, в этой сфере у нас за последние десятилетия наблюдались «определенные упущения».

По словам Артамонова, сегодня нет ни одной актуальной научной проблемы, или исторической личности, претендующей на высокое звание «национального героя» по которой ученые пришли бы к согласию и однозначной оценке. В любой стране идея национального героя консолидирует нацию. В России же это в лучшем случае повод для дебатов, а иногда и для драки. Кроме того, подчеркнул профессор, у нас не достигнуто гражданское согласие внутри самого общества по базовым вопросам цивилизационного самоопределения, которое, например, безусловно существует в странах Западной Европы и США.

«На основании анализа учебников истории стран Запада и США, можно сделать вывод, что нигде и никогда при создании учебников не ставилась задача отражать достижения фундаментальной науки. Возьмите любой западный учебник истории ХХ века, прочитайте разделы, посвященные Второй мировой войне, и вы увидите, что везде роль Советского Союза будет сведена к минимуму. При этом они умудряются еще и не соврать, но так тенденциозно изложить материал, что общий вывод у любого школьника, прошедшего обучение по этой программе, будет таким, что решающий вклад был внесен Соединенными Штатами Америки, странами Запада, союзниками, кем угодно, только не Советским Союзом», — отметил Артамонов.

Историк напомнил, что буквально на днях президент России подписал закон о поправках к закону об образовании, вводящих единые федеральные образовательные программы.

«Надеюсь, следствием поправок в закон об образовании станет единый учебник истории. Но, конечно, остаются вопросы: кто этот учебник будет писать и какие идеи туда будут заложены? Важно, чтобы новый учебник был создан с учетом объективных национальных интересов Российской Федерации», — заключил Артамонов.

Ранее философ Сергей Волобуев отметил, что многие молодые россияне идут на поводу у масскульта в сферах образования и просвещения.

ФАН