• Home 2
  • Home 3
  • Home 4
  • Home 5
  • Horizontal Slider Posts
  • Info right list
  • Justified slider
  • Landing
  • Left sidebar
  • Lifestyle Blog
  • List standard
  • Magazine Grid
  • Main Home
  • Masonry list
  • Members
  • Minimalistic Magazine
  • My account
  • My account
  • No sidebar
  • Our Story
  • Our Team
  • Press
  • Right sidebar
  • Sample Page
  • sd
  • Shop
  • Shop 2 Columns
  • Shop 3 Columns
  • Shop 4 Columns
  • Shop list
  • Simple list
  • Thumbnail list
  • Wide list
  • Активность
  • Блог
    • ГРАЖДАНСКИЙ ЭКЗАМЕН-2022. КУЛЬТУРА. НАСЛЕДИЕ. ПОБЕДА
    • Гражданское участие: муниципальный аспект. Роль местных сообществ в обсуждении и реализации социально-значимых инициатив
  • Владимир. Гражданский экзамен-2020. Поправки в Конституцию
  • Войти
  • Выйти
  • Главная
  • Гражданский форум Рунета
  • ГРАЖДАНСКИЙ ЭКЗАМЕН -2021. НАУКА – ТЕХНОЛОГИИ – ПОБЕДА
  • Гражданский экзамен-2020. Философия. Обществознание. Страноведение. К Дню России 12 июня
  • Екатеринбург. Гражданский экзамен-2020. Поправки в Конституцию
  • Инициаторы проекта
  • Конституция Российской Федерации. Полный текст со всеми поправками
  • Контакты
  • Личный кабинет
  • Мониторинг
  • Новости проекта
  • Об интеллектуальной платформе “Гражданский экзамен”
  • Политика в отношении обработки персональных данных
  • Получение сертификата
  • Пользователи
  • Пользователь
  • Пример страницы
  • Сброс пароля
  • Сдать экзамен
  • Сокоординаторы платформы
  • Учётная запись
  • Форма публикации
  • Хартия Рунета
  • Экзамен
  • Экспертный совет — 2019-2022
  • Экспертный совет — 2023
  • Slide Anything Popup Preview
Пятница, 16 мая, 2025
  • Войти
  • Регистрация
No Result
Показать все результаты
Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа
Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа
  • Главная
  • О платформе
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Сокоординаторы платформы
    • Экспертный совет
      • Экспертный совет — 2023
      • Экспертный совет — 2019-2022
  • Гражданская дискуссия
  • Гражданская философия
  • Гражданский экзамен
  • Контакты
  • Главная
  • О платформе
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Сокоординаторы платформы
    • Экспертный совет
      • Экспертный совет — 2023
      • Экспертный совет — 2019-2022
  • Гражданская дискуссия
  • Гражданская философия
  • Гражданский экзамен
  • Контакты
No Result
Показать все результаты
Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа
No Result
Показать все результаты
Главная Блог

Олег Агапов: необходимо “перепрочесть” концепт “гражданское общество”

by Сергей Волобуев
6 лет назад
в Блог, Гражданская дискуссия, Гражданская философия
0 0
0
Олег Агапов: необходимо “перепрочесть” концепт “гражданское общество”

Публикуем запись беседы координатора проекта “Гражданский экзамен” Сергея Волобуева с Олегом Агаповым, доктором философских наук, профессором, директором НИИ социальной философии Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова, членом Общественной палаты Республики Татарстан.

– Олег Дмитриевич, в 2018 г. у Вас вышла монография «Сообщество граждан: искусство возможного». Расскажите пожалуйста об основной идее книги?

– Импульсом и интенцией для написания монографии стала идея рассмотрения развития институтов российского гражданского общества. Кстати, сама монография доступна на сайте Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова.

Дело в том, что сегодня бытуют представления о том, что гражданского общества в России нет, или оно есть, но в крайне аморфном состоянии. Вместе с тем, в России есть множество НКО (некоммерческих организаций), есть чрезвычайно развитая сеть волонтерских и благотворительных, правозащитных, экологических и т.д ассоциаций, союзов. Таким образом, возникает вполне закономерный вопрос о теоретико-методологических условиях выявления, описания, понимания множества сложившихся практик гражданских инициатив, общественных движений, которые явно не укладываются в ряд идеологизированных «клише» западноевропейской политической философии.

Убежден, что необходимо «перепрочесть» концепт «гражданское общество» в социально-антропологическом ключе. Например, как сообщество граждан, как сообщество небезразличных людей, способных и реализующих заботу о гражданском (социальном, политическом, этическом, социокультурном). Сообщество, живущее этосом солидарности.

В своем исследовании, я попытался реализовать жанр гуманитарной навигации, предложенный в свое время Олегом Генисаретским. Ее основной смысл состоит в ориентировании ради личностного развития, развития социальных сообществ (научных, социокультурных, политических и т.д.), объединенных жизненными ценностями, формами и практиками.

– Гуманитарная навигация – интересный образ и методологический заход! Какие же промежуточные результаты у вас получились?

– В бытии гражданина в перспективе современной социально-философской парадигмы необходимо различать, как минимум, три взаимосвязанных грани:

  1. гражданин как субъект государственной политики;
  2. гражданин как субъект социокультурной деятельности;
  3. гражданин как личность.

Каждая грань требует определенной практики, от открытия до освоения и воплощения. Вместе с тем, очевидно, что в социально-гуманитарном познании, образ гражданина «расщеплен». Идет продвижение усеченных пониманий и практик гражданина (продвижение концепта «гражданин» со стороны государственного дискурса, контрразвитие со стороны оппозиции и НКО).

Бытие человека в качестве гражданина уникально как по форме, так и по содержанию, – оно деятельно, событийно, субъектно, не дано в природе в готовом виде. События гражданского мира – они все публичные (транс- и интер-публичные), альтернативно-плюралистичные, полисубъектные, интерактивные, интерсубъективные, интерпретативные.

Сфера гражданских инициатив – это поле срединных практик, как практик возможного действия (события – поступка), где важно именно искусство освоения жизненного мира и себя, позволяющего срединному (но отнюдь не средне-серому) человеку-гражданину быть причастным всей полноте социального бытия, в котором он родился, живет, действует.

– Олег Дмитриевич, какие формы гражданских практик Вы рассматривали?

– Становление российского гражданского общества относиться к началу ХХ в., тесно связано с чередой российских революцией и реформ, ставшими явным «водоразделом» перехода от традиции к модерну, от аграрного уклада хозяйствования к индустриальному, от подданнического типа политического устройства к гражданскому. Относительно, форм личностно-гражданских инициатив, то они, на наш взгляд многообразны и могут проявляться не только в этатизме, но и в виде гражданского сопротивления, неповиновения. Например, осмысляя опыт СССР важно не забывать опыт множества подвижников веры (христиан, мусульман, буддистов и т. д.), опыт шестидесятников и диссидентов. Путь гражданского мужества – это и путь российско-советской литературы М. Шолохова, В. Гроссмана («Жизнь и судьба»), А. Ахматовой, Б. Пастернака, И. Бродского. Это также пример служения Отечеству, а не системе; обществу, а не политическому режиму. Конкретнее, для конца 80-х гг. ХХ в. более убедительным был путь гражданского служения А. Сахарова, Д. Лихачева, Ю. Лотмана, А. Солженицына, Л. Гумилева, С. Аверинцева.

– Скажите, Олег Дмитриевич, а рассматривали ли Вы в своей монографии перспективы развития институтов гражданских общества?

– Да, прогностическая составляющая есть в ряде сюжетов монографии. В частности, мы разделяем убежденность общественного деятеля и экономиста И. Е. Дискина (председателя Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты РФ), настаивающего на том, что сегодня на повестке дня смена парадигмы развития России, переход к национально-демократической модернизации, базовыми элементами которой выступают три компонента: демократия, справедливость, патриотизм. Именно они создают основу для прочного союза общества и государства.

Общие принципы национально-демократической модернизации:

1) органичность, реализация модернизационного проекта с учетом социально-исторических ограничений, накладываемых предшествующими трансформационными и социокультурными процессами, эволюционными возможностями всей системы социальных институтов;

2) социальность развития, опора на развитие человеческого и социального капитала; создание благоприятных возможностей для проявления трудолюбия, социальной активности и предприимчивости;

3) национальная консолидация, широкий национальный диалог, обеспечивающий согласование интересов государства, различных слоев и групп общества, соразмерность частных интересов с насущными потребностями страны, с условиями ее динамичного и органичного развития;

4) демократизм, неукоснительное следование требованиям политически представленного большинства населения; уважение к интересам меньшинств, стремление к учету этих интересов;

5) реализм, опора на наличные и потенциально доступные материальные и социальные ресурсы, учет реальных институциональных условий развития государства и общества;

6) историзм и преемственность, учет исторических и культурных традиций, ценностей и особенностей страны, ее народов;

7) народность, глубокое понимание и уважение характера жизни народа, его норм и традиций, ценностей обыденной морали, которыми руководствуется в своей жизни большинство населения;

8) национальная ответственность государства, осознание его исторической ответственности за судьбы нашего Отечества; гармоничная интеграция частных интересов в систему национальных интересов страны.

– Олег Дмитриевич, прошел год после публикации монографии, а что сейчас находится в сфере вашего научного интереса?

– В последнее время в центре моего внимания S.W.O.T – анализ развития гражданского общества на федеральном, региональном и муниципальных уровнях.

Убежден, что сегодня важно иметь ясное представление о силе, слабости, возможностях субъектов гражданского общества. Особенно, на муниципальном и региональном уровнях. Изучение социального и человеческого капиталов регионов местных сообществ покажет нам не только наличие / отсутствие людей, обладающих определенными профессиональными компетенциями, но и реально показывает потенциал, антропологические ресурсы края для роста.

Если не против, то поделюсь с читателями «Гражданского экзамена» маленькой таблицей S.W.O.T – анализа:

Strength – сила Weakness – слабость Opportunities – возможности Threats – угрозы
– «нормативное» предпринимательство – узкая среда активистов – повышение уровня субъектности, рефлективности социальных субъектов – слабая поддержка государства, отказ от «социального пакета», государственный социал-дарвинизм -неолиберализм
– «мягкая» форма гражданской социализации, усвоение комплекса социально важных компетенций общения, солидарности, ответственности – недостаток финансирования и неустойчивая грантовая поддержка – диверсификация социума, создание модели устойчивого развития; – кластерное, системное развитие, формирование субъектов развития – перехват общественного мнения экстремистско – маргинальными сообществами; нигилистическое отношение к практике «малых дел»
– мониторинг общественной ситуации (раннее предупреждение конфликтов) – слабая информационная представленность в национальном и глобальном масштабе – повышение уровня человеческого и социального потенциала // «взращивание институтов» – размывание локальной / национальной идентичности в условиях глобализации
– поддержка общественных инициатив, их институализация – слабая институализация гражданских инициатив, «проблема второго-третьего шага», компанейщина – ценностный консенсус, развитие культуры множественной идентичности // «взращивание смыслов» – волны глобальной миграции

Уникальность субъекта России в том, что в этом хронотопе «схлапываются» и получают «развертку» антропоформации, социально-экономические и цивилизационные уклады, которые дают примеры удивительной пластичности, гармонии, способности к развитию. География, экономика, политика и культура, профанное и сакральное так «вплетены» в реальность края, в реальность местного сообщества, бытия каждого, что это порождает своеобразную и уникальную социокультурную антропологическую среду, позволяющую тем, кто в ней живет справляться с рутиной повседневности, экзистенциальными и не только кризисами. Как правило, изучая очерки провинциальной жизни мы находим подтверждения вышесказанному о сжатии / размеренности, цикличности жизни местных сообществ.

Многообразие укладов хозяйствования, стремление к множественности форм человеческого бытия каждого края уникальна сама по себе, однако в современном мире может рассматриваться как ресурс гуманитарного развития, позволяющего человеку не только сохранять себя, быть наследником / преемником, но и развивать, усложнять мир края.

Процесс движения от анонимной социальности к личностной коммуникации состоит в переходе от восприятия общества к сообществу / сообществам (религиозным, политическим, экономическим, культурным, профессиональным).

Фото: http://pravodeneg.net/buhuchet/uchet/svot-analiz-predpriyatiya.html

Сергей Волобуев

Сергей Волобуев

Next Post
Российские генетики призывают Минздрав ввести мораторий на редактирование генома

Российские генетики призывают Минздрав ввести мораторий на редактирование генома

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Copyright Qodeinteractive

© 2019-2023 Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа.

Добро пожаловать!

Войти через Facebook
Войти через Google
или

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль? Зарегистрироваться

Создать новый профиль

Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрироваться через Google
или

Заполните форму для регистрации

Все поля обязательны для заполнения Авторизоваться

Получить свой пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Авторизоваться

Add New Playlist

No Result
Показать все результаты
  • Главная
  • О платформе
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Сокоординаторы платформы
    • Экспертный совет
      • Экспертный совет — 2023
      • Экспертный совет — 2019-2022
  • Гражданская дискуссия
  • Гражданская философия
  • Гражданский экзамен
  • Контакты

© 2019-2023 Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа.