• Home 2
  • Home 3
  • Home 4
  • Home 5
  • Horizontal Slider Posts
  • Info right list
  • Justified slider
  • Landing
  • Left sidebar
  • Lifestyle Blog
  • List standard
  • Magazine Grid
  • Main Home
  • Masonry list
  • Members
  • Minimalistic Magazine
  • My account
  • My account
  • No sidebar
  • Our Story
  • Our Team
  • Press
  • Right sidebar
  • Sample Page
  • sd
  • Shop
  • Shop 2 Columns
  • Shop 3 Columns
  • Shop 4 Columns
  • Shop list
  • Simple list
  • Thumbnail list
  • Wide list
  • Активность
  • Блог
    • ГРАЖДАНСКИЙ ЭКЗАМЕН-2022. КУЛЬТУРА. НАСЛЕДИЕ. ПОБЕДА
    • Гражданское участие: муниципальный аспект. Роль местных сообществ в обсуждении и реализации социально-значимых инициатив
  • Владимир. Гражданский экзамен-2020. Поправки в Конституцию
  • Войти
  • Выйти
  • Главная
  • Гражданский форум Рунета
  • ГРАЖДАНСКИЙ ЭКЗАМЕН -2021. НАУКА – ТЕХНОЛОГИИ – ПОБЕДА
  • Гражданский экзамен-2020. Философия. Обществознание. Страноведение. К Дню России 12 июня
  • Екатеринбург. Гражданский экзамен-2020. Поправки в Конституцию
  • Инициаторы проекта
  • Конституция Российской Федерации. Полный текст со всеми поправками
  • Контакты
  • Личный кабинет
  • Мониторинг
  • Новости проекта
  • Об интеллектуальной платформе “Гражданский экзамен”
  • Политика в отношении обработки персональных данных
  • Получение сертификата
  • Пользователи
  • Пользователь
  • Пример страницы
  • Сброс пароля
  • Сдать экзамен
  • Сокоординаторы платформы
  • Учётная запись
  • Форма публикации
  • Хартия Рунета
  • Экзамен
  • Экспертный совет — 2019-2022
  • Экспертный совет — 2023
  • Slide Anything Popup Preview
Понедельник, 5 июня, 2023
  • Войти
  • Регистрация
No Result
Показать все результаты
Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа
Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа
  • Главная
  • О платформе
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Сокоординаторы платформы
    • Экспертный совет
      • Экспертный совет — 2023
      • Экспертный совет — 2019-2022
  • Гражданская дискуссия
  • Гражданская философия
  • Гражданский экзамен
  • Контакты
  • Главная
  • О платформе
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Сокоординаторы платформы
    • Экспертный совет
      • Экспертный совет — 2023
      • Экспертный совет — 2019-2022
  • Гражданская дискуссия
  • Гражданская философия
  • Гражданский экзамен
  • Контакты
No Result
Показать все результаты
Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа
No Result
Показать все результаты
Главная В мире

Александр Рудаков: Антропологическая хартия: в поисках ответа на вызовы эпохи

by Сергей Волобуев
4 года назад
в В мире, В России, Гражданская дискуссия, Гражданская философия, Мониторинг
0 0
0
Александр Рудаков: Антропологическая хартия: в поисках ответа на вызовы эпохи

Принципиально важно, чтобы современные технологии служили человеку, а не рынку, чтобы человек оставался субъектом, а не объектом в этой истории.

После слов Владимира Путина о крахе либеральной идеологии в экспертных кругах началась дискуссия о параметрах альтернативной мировоззренческой модели, связанных с темами традиционализма, экологии и проблематики вызовов цифровой эпохи.

Между тем, именно этот набор идей уже больше двух лет обсуждается на молодежных дискуссионных площадках.

Эта история началась в 2017 году, когда Российский союз молодежи готовил Семинар-совещание молодых лидеров БРИКС. Принимая гостей, российская сторона решила подойти к делу неформально и предложить участникам тему для живой дискуссии по вопросам общего видения глобальных проблем современности.

Это было необходимо сделать еще и потому, что некоторые, в основном западные аналитические центры в последнее время предлагают рассматривать БРИКС как аморфное образование, лишенное общей ценностной базы и каких-либо перспектив прийти к мировоззренческому консенсусу.

Страны БРИКС действительно непохожи друг на друга, между ними нет и не может быть «единства рядов», подобного евро-атлантическому. Однако, взятые вместе, они представляют собой самобытные цивилизации (китайскую, индийскую, русскую, а также находящиеся в стадии развития африканскую и латиноамериканскую), которые составляют если не всю палитру культурного многообразия Земли, то, по крайней мере, её значительную часть.

И если так, то нет сомнений, что им тоже есть что сказать друг другу и остальному миру. Страны-цивилизации с многовековой интеллектуальной традицией имеют право на собственный взгляд, собственную позицию по ключевым вопросам современности.

По предложению организаторов Семинара-совещания молодых лидеров БРИКС, инициативная группа начала разработку манифеста, центральное место в котором занимал вопрос о человеке и человеческой идентичности на фоне планетарных вызовов в самых разных сферах: от новых технологий и состояния окружающей природной среды до проблем сохранения культурных традиций и семейных ценностей. Содержание манифеста определило и его название «Антропологическая хартия». С документом можно ознакомиться сегодня на сайте Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Что же получилось в итоге? В манифесте четко обозначена констатация того факта, что человечество столкнулось, как минимум, с тремя очень серьезными проблемами: в сфере культуры и ценностей, в сфере экологии и в сфере развития новых технологий.

Решать их предлагается в соответствии с гуманистическими идеалами, которыми вдохновлялись после окончания Второй Мировой войны создатели Всеобщей Декларации прав человека. Проблема, однако, заключается в том, что сегодня, в эпоху постмодерна, эта платформа стала объектом деконструкции и обесценивания.

Прежде всего это касается, увы, самого понятия «человек» в культурно-философском смысле. Многое из того, что еще вчера казалось самоочевидным, сегодня нуждается в глубоком метафизическом обосновании.

Именно поэтому в основе концепции «Антропологической хартии» лежит своего рода гуманистический традиционализм, составляющий ценностную основу как для привычного светского гуманизма Нового времени, так и для религиозного-философских идей ХХ века.

По сути дела, он служит отправной точкой для двух ключевых позиций манифеста.

Во-первых, представления о свободе и достоинстве человека, подразумевающего акцент не только на внешнем, но и на внутреннем содержании таковых. По сути дела, речь идет о призыве задуматься над необходимостью новой концепции прав человека, важным элементом которой является право на сохранение цивилизационной, культурной, национальной и религиозной идентичностей.

Важно отметить, что эти идентичности не есть нечто внешнее, навязанное извне, являющиеся частью коллективного «мы». Напротив речь идет о части внутреннего мира, внутреннего «я» каждого отдельного человека.

Во-вторых, представления об уникальности человека, духовное становление и культурное развитие которого придает смысл существованию биосферы. С этим тезисом согласились бы христиане и светские гуманисты старой формации, китайские марксисты и конфуцианцы, последователи Махатмы Ганди и сторонники Нельсона Манделы.

Однако для современного постмодернистского экологизма этот посыл далеко не очевиден. В мире, из которого «вынуты» смыслы, человек обесценивается до статуса «лишнего звена» в экосистемах, разрушающего их баланс, угрожающего сохранению биоразнообразия. Можно ли с этим согласиться?

В «Антропологической хартии» подобной одержимости и радикализму «защитников окружающей среды» противопоставляется новое экологическое сознание, экологический гуманизм, возвращающий человека в центр экологической повестки.

Это означает, что конкретные меры, направленные на решение реальных экологических проблем (адаптация к климатическим изменениям, прекращение выбросов вредных веществ, постепенный отказ от пластика, противодействие варварской вырубке лесов и т.д.) должны приниматься с конечной целью расширения возможностей и улучшения качества жизни людей.

Подобное целеполагание принципиально отличается от позиции ряда глобальных экологических организаций, призывающих отказаться от ядерной или углеводородной энергетики. Не случайно Владимир Путин, выступая на II-м Глобальном саммите по производству и индустриализации, охарактеризовал такие подходы как «откровенный популизм, спекуляции, а порой и просто мракобесие».

По мнению российского лидера сегодня мир пытаются заставить отказаться от прогресса. Однако такой метод обеспечения экологической безопасности в лучшем случае позволит «законсервировать ситуацию» и «создаст локальное благополучие для избранных».

К сожалению, пока что принцип «экология для человека, а не человек для экологии» вовсе не является аксиомой для многих «борцов за права природы». Такое положение дел нельзя признать нормой, его нужно менять.

Остановить прогресс невозможно, что не отменяет вопроса о его границах, этических рамках.

Это особенно актуально сегодня, когда на горизонте футурологических прогнозов уже маячит признак «Большого брата», строящего тоталитарную систему уже не методами, описанными Дж.Оруэллом, но с помощью социальных сетей и поисковых систем.

При этом предостережения «Антропологической хартии», связанные с неконтролируемым и непрогнозируемым развитием новых технологий (искусственный интеллект, генная инженерия, робототехника) явно не выглядят ретроградными призывами остановить прогресс и вернуться к счетам и арифмометрам.

Просто необходимо всегда помнить о том, что прогресс должен служить человеку, а человек — это личность, а не машина, которую можно загрузить каким-угодно манипулятивным контентом в коммерческих или политических целях.

То же самое относится и к сбору личных данных, который осуществляется национальными государствами с целью укрепления правопорядка и предотвращения терроризма, и даже к созданию всевозможных социальных рейтингов при помощи искусственного интеллекта.

Одно дело, когда этим занимаются власти КНР с целью поощрить ответственных и законопослушных граждан, и совсем другое — транснациональные корпорации с целью извлечения максимальной прибыли из информации о привычках и пристрастиях пользователя (как минимум) или с какими-либо ещё далеко идущими целями.

Вопрос здесь (также как и в случае с экологической повесткой) идёт не столько о тех или иных действиях, сколько об их целеполагании.

Принципиально важно, чтобы современные технологии служили человеку, а не рынку, чтобы человек оставался субъектом, а не объектом в этой истории. В свою очередь, технический прогресс должен создавать не риски для устойчивого развития, а наоборот, давать дополнительные гарантии для реализации позитивных сценариев будущего.

И в основе всего — принцип «технологии для человека, а не человек для технологий». Мы больше не можем допустить повторения трагических событий ХХ века, когда технологии развивали, не задумываясь о последствиях.

Таковы вкратце основные послания необычного манифеста, обсуждавшегося минувшим летом молодежными лидерами стран БРИКС.

За истекший год «Антропологическая хартия» была презентована на площадках ООН в Нью-Йорке и Женеве, документ получил позитивные отклики в ходе 22-й сессии Комиссии ООН по науке и технологиям в целях развития. А уже этим летом документ был положен в основу послания главам государств от участников III-го Международного фестиваля “Студенческая весна стран БРИКС и ШОС”.

Разумеется, всё это только контуры, наброски идеологии, альтернативной претендующему на гегемонию неолиберализму. Тем не менее, подобные идеологические эксперименты стоит продолжать дальше. Было бы, как минимум, недальновидно отдавать мировоззренческое лидерство в руки тех, кто заведомо не готов считаться с нашим мнением.

Александр Рудаков

Об авторе: Александр Рудаков — исполнительный директор Центра гуманистической экологии и культуры

Источник: Центр гуманистической экологии и культуры

Сергей Волобуев

Сергей Волобуев

Next Post
Опыт чтения: Томас Пикетти, “Капитал в XXI веке”

Опыт чтения: Томас Пикетти, "Капитал в XXI веке"

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Copyright Qodeinteractive

© 2019-2023 Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа.

No Result
Показать все результаты
  • Главная
  • О платформе
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Сокоординаторы платформы
    • Экспертный совет
      • Экспертный совет — 2023
      • Экспертный совет — 2019-2022
  • Гражданская дискуссия
  • Гражданская философия
  • Гражданский экзамен
  • Контакты

© 2019-2023 Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа.

Добро пожаловать!

Войти через Facebook
Войти через Google
или

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль? Зарегистрироваться

Создать новый профиль

Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрироваться через Google
или

Заполните форму для регистрации

Все поля обязательны для заполнения Авторизоваться

Получить свой пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Авторизоваться

Add New Playlist