• Новости проекта
Пятница, 26 февраля, 2021
  • Войти
  • Регистрация
No Result
Показать все результаты
Гражданский Экзамен
Гражданский экзамен
Общественно-просветительский проект
  • Главная
  • Экзамен
  • Сертификаты
  • О проекте
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Команда проекта
  • Экспертный совет
  • Блог
  • Новости
  • Конституция 2020
  • Главная
  • Экзамен
  • Сертификаты
  • О проекте
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Команда проекта
  • Экспертный совет
  • Блог
  • Новости
  • Конституция 2020
No Result
Показать все результаты
Гражданский Экзамен
No Result
Показать все результаты
Главная В мире

Александр Рудаков: Антропологическая хартия: в поисках ответа на вызовы эпохи

by Сергей Волобуев
1 год назад
в В мире, В России, Мониторинг
0 0
0
Александр Рудаков: Антропологическая хартия: в поисках ответа на вызовы эпохи
0
Поделились
96
Просмотров
Поделиться в FacebookПоделиться в TwitterПоделиться

Принципиально важно, чтобы современные технологии служили человеку, а не рынку, чтобы человек оставался субъектом, а не объектом в этой истории.

После слов Владимира Путина о крахе либеральной идеологии в экспертных кругах началась дискуссия о параметрах альтернативной мировоззренческой модели, связанных с темами традиционализма, экологии и проблематики вызовов цифровой эпохи.

Между тем, именно этот набор идей уже больше двух лет обсуждается на молодежных дискуссионных площадках.

Эта история началась в 2017 году, когда Российский союз молодежи готовил Семинар-совещание молодых лидеров БРИКС. Принимая гостей, российская сторона решила подойти к делу неформально и предложить участникам тему для живой дискуссии по вопросам общего видения глобальных проблем современности.

Это было необходимо сделать еще и потому, что некоторые, в основном западные аналитические центры в последнее время предлагают рассматривать БРИКС как аморфное образование, лишенное общей ценностной базы и каких-либо перспектив прийти к мировоззренческому консенсусу.

Страны БРИКС действительно непохожи друг на друга, между ними нет и не может быть «единства рядов», подобного евро-атлантическому. Однако, взятые вместе, они представляют собой самобытные цивилизации (китайскую, индийскую, русскую, а также находящиеся в стадии развития африканскую и латиноамериканскую), которые составляют если не всю палитру культурного многообразия Земли, то, по крайней мере, её значительную часть.

И если так, то нет сомнений, что им тоже есть что сказать друг другу и остальному миру. Страны-цивилизации с многовековой интеллектуальной традицией имеют право на собственный взгляд, собственную позицию по ключевым вопросам современности.

По предложению организаторов Семинара-совещания молодых лидеров БРИКС, инициативная группа начала разработку манифеста, центральное место в котором занимал вопрос о человеке и человеческой идентичности на фоне планетарных вызовов в самых разных сферах: от новых технологий и состояния окружающей природной среды до проблем сохранения культурных традиций и семейных ценностей. Содержание манифеста определило и его название «Антропологическая хартия». С документом можно ознакомиться сегодня на сайте Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Что же получилось в итоге? В манифесте четко обозначена констатация того факта, что человечество столкнулось, как минимум, с тремя очень серьезными проблемами: в сфере культуры и ценностей, в сфере экологии и в сфере развития новых технологий.

Решать их предлагается в соответствии с гуманистическими идеалами, которыми вдохновлялись после окончания Второй Мировой войны создатели Всеобщей Декларации прав человека. Проблема, однако, заключается в том, что сегодня, в эпоху постмодерна, эта платформа стала объектом деконструкции и обесценивания.

Прежде всего это касается, увы, самого понятия «человек» в культурно-философском смысле. Многое из того, что еще вчера казалось самоочевидным, сегодня нуждается в глубоком метафизическом обосновании.

Именно поэтому в основе концепции «Антропологической хартии» лежит своего рода гуманистический традиционализм, составляющий ценностную основу как для привычного светского гуманизма Нового времени, так и для религиозного-философских идей ХХ века.

По сути дела, он служит отправной точкой для двух ключевых позиций манифеста.

Во-первых, представления о свободе и достоинстве человека, подразумевающего акцент не только на внешнем, но и на внутреннем содержании таковых. По сути дела, речь идет о призыве задуматься над необходимостью новой концепции прав человека, важным элементом которой является право на сохранение цивилизационной, культурной, национальной и религиозной идентичностей.

Важно отметить, что эти идентичности не есть нечто внешнее, навязанное извне, являющиеся частью коллективного «мы». Напротив речь идет о части внутреннего мира, внутреннего «я» каждого отдельного человека.

Во-вторых, представления об уникальности человека, духовное становление и культурное развитие которого придает смысл существованию биосферы. С этим тезисом согласились бы христиане и светские гуманисты старой формации, китайские марксисты и конфуцианцы, последователи Махатмы Ганди и сторонники Нельсона Манделы.

Однако для современного постмодернистского экологизма этот посыл далеко не очевиден. В мире, из которого «вынуты» смыслы, человек обесценивается до статуса «лишнего звена» в экосистемах, разрушающего их баланс, угрожающего сохранению биоразнообразия. Можно ли с этим согласиться?

В «Антропологической хартии» подобной одержимости и радикализму «защитников окружающей среды» противопоставляется новое экологическое сознание, экологический гуманизм, возвращающий человека в центр экологической повестки.

Это означает, что конкретные меры, направленные на решение реальных экологических проблем (адаптация к климатическим изменениям, прекращение выбросов вредных веществ, постепенный отказ от пластика, противодействие варварской вырубке лесов и т.д.) должны приниматься с конечной целью расширения возможностей и улучшения качества жизни людей.

Подобное целеполагание принципиально отличается от позиции ряда глобальных экологических организаций, призывающих отказаться от ядерной или углеводородной энергетики. Не случайно Владимир Путин, выступая на II-м Глобальном саммите по производству и индустриализации, охарактеризовал такие подходы как «откровенный популизм, спекуляции, а порой и просто мракобесие».

По мнению российского лидера сегодня мир пытаются заставить отказаться от прогресса. Однако такой метод обеспечения экологической безопасности в лучшем случае позволит «законсервировать ситуацию» и «создаст локальное благополучие для избранных».

К сожалению, пока что принцип «экология для человека, а не человек для экологии» вовсе не является аксиомой для многих «борцов за права природы». Такое положение дел нельзя признать нормой, его нужно менять.

Остановить прогресс невозможно, что не отменяет вопроса о его границах, этических рамках.

Это особенно актуально сегодня, когда на горизонте футурологических прогнозов уже маячит признак «Большого брата», строящего тоталитарную систему уже не методами, описанными Дж.Оруэллом, но с помощью социальных сетей и поисковых систем.

При этом предостережения «Антропологической хартии», связанные с неконтролируемым и непрогнозируемым развитием новых технологий (искусственный интеллект, генная инженерия, робототехника) явно не выглядят ретроградными призывами остановить прогресс и вернуться к счетам и арифмометрам.

Просто необходимо всегда помнить о том, что прогресс должен служить человеку, а человек — это личность, а не машина, которую можно загрузить каким-угодно манипулятивным контентом в коммерческих или политических целях.

То же самое относится и к сбору личных данных, который осуществляется национальными государствами с целью укрепления правопорядка и предотвращения терроризма, и даже к созданию всевозможных социальных рейтингов при помощи искусственного интеллекта.

Одно дело, когда этим занимаются власти КНР с целью поощрить ответственных и законопослушных граждан, и совсем другое — транснациональные корпорации с целью извлечения максимальной прибыли из информации о привычках и пристрастиях пользователя (как минимум) или с какими-либо ещё далеко идущими целями.

Вопрос здесь (также как и в случае с экологической повесткой) идёт не столько о тех или иных действиях, сколько об их целеполагании.

Принципиально важно, чтобы современные технологии служили человеку, а не рынку, чтобы человек оставался субъектом, а не объектом в этой истории. В свою очередь, технический прогресс должен создавать не риски для устойчивого развития, а наоборот, давать дополнительные гарантии для реализации позитивных сценариев будущего.

И в основе всего — принцип «технологии для человека, а не человек для технологий». Мы больше не можем допустить повторения трагических событий ХХ века, когда технологии развивали, не задумываясь о последствиях.

Таковы вкратце основные послания необычного манифеста, обсуждавшегося минувшим летом молодежными лидерами стран БРИКС.

За истекший год «Антропологическая хартия» была презентована на площадках ООН в Нью-Йорке и Женеве, документ получил позитивные отклики в ходе 22-й сессии Комиссии ООН по науке и технологиям в целях развития. А уже этим летом документ был положен в основу послания главам государств от участников III-го Международного фестиваля “Студенческая весна стран БРИКС и ШОС”.

Разумеется, всё это только контуры, наброски идеологии, альтернативной претендующему на гегемонию неолиберализму. Тем не менее, подобные идеологические эксперименты стоит продолжать дальше. Было бы, как минимум, недальновидно отдавать мировоззренческое лидерство в руки тех, кто заведомо не готов считаться с нашим мнением.

Александр Рудаков

Об авторе: Александр Рудаков — исполнительный директор Центра гуманистической экологии и культуры

Источник: Центр гуманистической экологии и культуры

Сергей Волобуев

Сергей Волобуев

Next Post
Опыт чтения: Томас Пикетти, “Капитал в XXI веке”

Опыт чтения: Томас Пикетти, "Капитал в XXI веке"

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рекомендуем

Игорь Задорин. Самоликвидация субъекта. Часть 1

Игорь Задорин. Самоликвидация субъекта. Часть 1

11 месяцев назад
ГРАЖДАНСКИЙ ЭКЗАМЕН 2019

Билет-3 | ПОПРАВКИ В КОНСТИТУЦИЮ

1 год назад

Популярные новости

  • Время конституционного патриотизма

    Время конституционного патриотизма

    0 поделились
    Share 0 Tweet 0
  • Внимание! Заканчивается акция “Гражданский экзамен-2020. Конституция Российской Федерации”

    0 поделились
    Share 0 Tweet 0
  • Сергей Костенко: “Дистанционное голосование позволит гражданам реализовать избирательные права”

    0 поделились
    Share 0 Tweet 0
  • ЦСКП обсудил технологические перемены и задачи нацпроектов

    0 поделились
    Share 0 Tweet 0
  • Протестируйте себя: назовите имя своего муниципального депутата

    0 поделились
    Share 0 Tweet 0

Присоединяйтесь к нам

Новостная рассылка

Получайте уведомления о новостных поводах в области образования России

ПОДПИСАТЬСЯ

Категории

  • Активные билеты
  • Архивы экзамена
  • Без рубрики
  • Билеты
  • Блог
  • В мире
  • В России
  • Владимир – Конституция
  • Конституция – Часть1
  • Конституция – Часть2
  • Конституция – Часть5
  • Конституция — Часть3
  • Конституция — Часть4
  • Конституция — Часть6
  • Конституция — Часть7
  • Мониторинг
  • Новости проекта
  • Поправки в Конституцию
  • ФИЛОСОФИЯ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СТРАНОВЕДЕНИЕ

Подписывайтесь

О проекте

«Гражданский экзамен» – массовая общественно-просветительская акция – онлайн-проверка гражданских компетенций в следующих областях:
• высшие ценности российского общества, закрепленные в Конституции;
• конституционные права, свободы и обязанности граждан;
• государственное устройство России;
• избирательная система России и полномочия выборных лиц;
• основные события и этапы новейшей истории России;
• современные вызовы и угрозы безопасности личности, общества и государства.

  • О проекте
  • Контакты
  • Политика обработки персональных данных

© 2021 Гражданский экзамен

No Result
Показать все результаты
  • Главная
  • Экзамен
  • Сертификаты
  • О проекте
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Команда проекта
  • Экспертный совет
  • Блог
  • Новости
  • Конституция 2020

© 2021 Гражданский экзамен

Добро пожаловать!

Войти через Facebook
Войти через Google
или

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль? Зарегистрироваться

Создать новый профиль

Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрироваться через Google
или

Заполните форму для регистрации

Все поля обязательны для заполнения Авторизоваться

Получить свой пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Авторизоваться