• Home 2
  • Home 3
  • Home 4
  • Home 5
  • Horizontal Slider Posts
  • Info right list
  • Justified slider
  • Landing
  • Left sidebar
  • Lifestyle Blog
  • List standard
  • Magazine Grid
  • Main Home
  • Masonry list
  • Members
  • Minimalistic Magazine
  • My account
  • My account
  • No sidebar
  • Our Story
  • Our Team
  • Press
  • Right sidebar
  • Sample Page
  • sd
  • Shop
  • Shop 2 Columns
  • Shop 3 Columns
  • Shop 4 Columns
  • Shop list
  • Simple list
  • Thumbnail list
  • Wide list
  • Активность
  • Блог
    • ГРАЖДАНСКИЙ ЭКЗАМЕН-2022. КУЛЬТУРА. НАСЛЕДИЕ. ПОБЕДА
    • Гражданское участие: муниципальный аспект. Роль местных сообществ в обсуждении и реализации социально-значимых инициатив
  • Владимир. Гражданский экзамен-2020. Поправки в Конституцию
  • Войти
  • Выйти
  • Главная
  • Гражданский форум Рунета
  • ГРАЖДАНСКИЙ ЭКЗАМЕН -2021. НАУКА – ТЕХНОЛОГИИ – ПОБЕДА
  • Гражданский экзамен-2020. Философия. Обществознание. Страноведение. К Дню России 12 июня
  • Екатеринбург. Гражданский экзамен-2020. Поправки в Конституцию
  • Инициаторы проекта
  • Конституция Российской Федерации. Полный текст со всеми поправками
  • Контакты
  • Личный кабинет
  • Мониторинг
  • Новости проекта
  • Об интеллектуальной платформе “Гражданский экзамен”
  • Политика в отношении обработки персональных данных
  • Получение сертификата
  • Пользователи
  • Пользователь
  • Пример страницы
  • Сброс пароля
  • Сдать экзамен
  • Сокоординаторы платформы
  • Учётная запись
  • Форма публикации
  • Хартия Рунета
  • Экзамен
  • Экспертный совет — 2019-2022
  • Экспертный совет — 2023
  • Slide Anything Popup Preview
Пятница, 24 марта, 2023
  • Войти
  • Регистрация
No Result
Показать все результаты
Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа
Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа
  • Главная
  • О платформе
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Сокоординаторы платформы
    • Экспертный совет
      • Экспертный совет — 2023
      • Экспертный совет — 2019-2022
  • Гражданская дискуссия
  • Гражданская философия
  • Гражданский экзамен
  • Контакты
  • Главная
  • О платформе
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Сокоординаторы платформы
    • Экспертный совет
      • Экспертный совет — 2023
      • Экспертный совет — 2019-2022
  • Гражданская дискуссия
  • Гражданская философия
  • Гражданский экзамен
  • Контакты
No Result
Показать все результаты
Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа
No Result
Показать все результаты
Главная Блог

Будущее свободы – эффективное правовое государство. К дискуссии о последствиях пандемии

by Сергей Волобуев
3 года назад
в Блог, Гражданская дискуссия, Гражданская философия, Новости проекта
0 0
0
Будущее свободы – эффективное правовое государство. К дискуссии о последствиях пандемии

Сегодня с особенной остротой становится ясно, что гарантировать безопасность гражданам может только эффективное государство, а безопасность вкупе со свободой и правами человека может гарантировать только эффективное правовое государство.

I.

Охватившая мир пандемия коронавируса еще не преодолена. Но уже сейчас вполне очевидно, что она будет иметь серьезные культурные, политические и экономические последствия для человеческих сообществ. Поэтому и можно, и нужно говорить об этих последствиях. Не просто говорить, а совершать соответствующий гражданский и политический выбор.

Собственно, критически значимый выбор стоит перед нами в самом начале этих рассуждений, является их условием, а результат этого выбора – с необходимостью ложится в основание всех прогнозных и проектных конструкций.

Этот выбор – ценностный.

Либо (1) мы считаем, что человек и его свобода – это абсолютные ценности. Тогда:

– чрезвычайная ситуация и реагирование правительств (выражающееся между прочим в самом масштабном со времени принятия Всеобщей декларации прав человека ограничении прав и свобод!) – есть временное явление;

– дальнейшее развитие человечества – это свободное развитие свободных человеческих существ и их исторически сложившихся сообществ;

– дальнейшее социально-историческое развитие должно сохранить в качестве своей цели реализацию прав и свобод человека, как самобытного, автономного, саморегулируемого существа, наделенного разумом и волей;

– вопросы относительно конкретики будущего мироустройства остаются принципиально открытыми, поливариантными; мы не пытаемся описать будущее суммой жестких формул, исключая из числа рабочих сценариев и альтернатив развития лишь такие, которые несовместимы с признанием необходимости уважения достоинства и свободы человека, ценности каждой человеческой личности и жизни.

Либо (2) мы считаем, что человек и его свобода – это исторически-преходящие ценности, возникновение которых обусловлено социально-экономическим и технологическим развитием, которое в свою очередь может потребовать отказа от этих ценностей. Тогда:

– чрезвычайная ситуация и ограничение прав и свобод человека могут и должны быть пролонгированы за горизонт решения текущей проблемы пандемии коронавируса, стать новым форматом жизни человеческих сообществ;

– дальнейшее развитие человечества предполагает глубокую трансформацию исторически-сложившихся человеческих сообществ под воздействием технологических факторов, а также – возможно – их селекцию и ранжирование, в зависимости, например, от способности реагировать на глобальные вызовы и угрозы, включаться в соответствующие глобальные кампании и планы действий;

– дальнейшее социально-историческое развитие связано с радикальным усилением зависимости человека от техноструктуры, а успешность развития обеспечивается максимально полным включением человеческих существ в логику и алгоритмику техносоциальных систем, максимальным отказом от рисков, связанных с человеческой свободой и стремлением к автономии;

– будущее человечества и человеческих сообществ – это не открытый к изменениям результат взаимодействия, сотрудничества и борьбы автономных личностей и социальных сил, а предмет социальной инженерии, формирующей будущее по заранее известным планам.

Конечно, казус пандемии только обострил указанные альтернативы. Многие процессы и тенденции резко ускорились, сделались зримыми в условиях пандемии, но они не вызваны ею. Вопрос о будущем человека и его свободы – вот действительно стратегический вопрос. Пандемия только поставила этот вопрос ребром.

II.

Среди главных последствий пандемии – резкое усиление государства (прежде всего исполнительной ветви власти) и корпораций за счёт скачка в использовании больших данных и цифровых технологий. Уже сейчас мы видим ряд правовых, в том числе конституционно-правовых коллизий, которые потребуют осмысления и оценки после выхода из чрезвычайной ситуации.

Но самая перспективная задача для экспертов, политиков и гражданского общества – в том случае, если они принимают презумпции достоинства, свободы и прав человека – ответить на вопросы: совместимы ли в принципе концепции правового и цифрового государства и, если да, то как согласовать возможности цифровых технологий управления и императивы правового государства?

Чтобы дать позитивное решение этих вопросов, необходимо прежде всего отказаться от природного и технологического детерминизма, отказаться от риторики, согласно которой технологические инновации, природные явления и катастрофы фатально влияют на наши институты и представления. Кроме того, необходимо принять комплекс руководящих принципов осмысления и использования новых технологических условий и возможностей.

К таковым принципам могут быть отнесены следующие утверждения:

– принципы достоинства, свободы и прав человека должны неукоснительно соблюдаться при внедрении и использовании цифровых технологий во всех сферах жизнедеятельности человека, общества и государства;

– цифровые технологии являются продуктом разумной человеческой деятельности, проекцией свойств человеческой природы, и их ценность ни при каких обстоятельствах не может быть выше ценности человека или равной ценности человека;

– информация о человеке, обществе, мире никогда не является исчерпывающей при любых её объемах, поэтому следует избегать рассматривать результаты её обработки системами искусственного интеллекта, иными технологическими системами в качестве безальтернативных, не подлежащих критической оценке и пересмотру;

– функционирование новейших технологических и информационных платформ подлежат общественному этическому контролю; решения систем искусственного интеллекта, иных систем обработки информации, не совместимые с принципами достоинства, свободы и прав человека, – ничтожны, а их практическая реализация должна преследоваться по закону;

– использование цифровых технологических систем во всех сферах жизнедеятельности человека, общества и государства должно сообразовываться с ценностными и культурными стандартами, разделяемыми большинством граждан;

– при использовании систем искусственного интеллекта, иных цифровых технологий должны быть исключены риски нарушения фундаментальных прав и свобод человека и гражданина,  политических, социальных и экономических прав;

– использование цифровых технологий и платформ не должно создавать угроз и рисков для исторически-сложившихся социальных общностей: семейно-родственных, национальных, культурных, территориальных;

– использование цифровых технологий не должно создавать угрозу свободе предпринимательской, трудовой, иной законной хозяйственной деятельности.

– использование цифровых технологий в сфере распространения массовой информации должно способствовать максимальной реализации прав граждан на информацию, культурных и образовательных прав; использование цифровых технологий, систем искусственного интеллекта для преднамеренной дезинформации граждан должно преследоваться по закону;

– передача любых властных полномочий системам искусственного интеллекта, иным цифровым технологиям не допускается; наделение систем искусственного интеллекта, а также иных технических систем, правосубъектностью, правами и свободами, недопустимо.

III.

Итак, исходя из фундаментальных принципов достоинства, свободы и прав человека, мы должны найти современную эффективную модель правового государства, которая обеспечит их реализацию в контексте актуальных вызовов и угроз. Конституционный порядок и, прежде всего, его основополагающие принципы: достоинства, свободы, прав человека и гражданина; принадлежности суверенитета народу России; правового государства, – должны рассматриваться в качестве руководящих ценностей, не подверженных влиянию технологических факторов, изменению общественных настроений, трансформации мировоззрений. Отметим, что в данном контексте многие поправки в Конституцию, вынесенные на временно отложенное всероссийское голосование, видятся чрезвычайно актуальными, еще более актуальными, нежели до пандемии. В частности, включение в Конституции императива защиты прав и свобод граждан при использовании информационных технологий.

В долгосрочной перспективе строительство эффективного правового государства в условиях нового технологического уклада и, к сожалению, роста глобальных угроз безопасности личности, общества и государства, требует создания развитой инфраструктуры электронной демократии. Самое главное здесь – преодолеть имеющийся дисбаланс, при котором существующая система государственных сервисов и система государственного контроля и мониторинга не уравновешена системой электронных сервисов и возможностей для гражданского действия, выражения гражданской позиции. Становится критически неприемлемым положение, при котором граждане используют для выражения собственных позиций, в том числе для коллективного гражданского действия, социальные сети и иные ресурсы, не имея при этом легитимных государственных сервисов. Для преодоления данной ситуации необходимо обеспечить востребованность и результативность электронных форм диалога общества и государства, индивидуального гражданского действия в сети интернет. И, конечно, самое главная проблема здесь – отсутствие гарантированной возможности для гражданина реализовывать дистационно, с использованием цифровых технологий его фундаментальные избирательные права.

Можно выделить следующие возможные меры в области обустройства инфраструктуры электронной демократии:

– перевод всех выборов в онлайн (с сохранением традиционных форм, в том числе – традиционных дистанционных форм, например, голосование по почте);

– создание единого коммуникативного пространства российского общества, независимого от частных и корпоративных социальных сетей. Например, могла бы быть создана общенациональная гражданская сеть на основе портала “Госуслуг”;

– выработка и организационно-правовая фиксация электронных или комбинированных форматов политической и гражданской активности (от форм общественных и политических объединений до репертуара их действий).

Кроме того, требуется большая дискуссия и выработка мер в следующих областях:

– введение моратория на формирование единых баз данных о гражданах;

– введение запрета на создание систем социального рейтингования, способных иметь негативные последствия для реализации прав и свобод граждан;

– усиление ответственности за несанкционированное гражданами использование необезличенных персональных данных;

– создание “коридоров” непрозрачности для бизнеса и граждан (особенно, в хозяйственно-экономической деятельности; например, отказ от системы сплошного финансового мониторинга для сделок и сумм до некоего разумного предела) – для реализации свободы договоров, свободы предпринимательской деятельности, защиты венчурного бизнеса, малого и среднего бизнеса, а также самозанятости;

– создание публичной информационной инфраструктуры для развития взаимодействия, кооперации на уровне малого и среднего бизнеса;

– гуманизация электронных коммуникаций между гражданами, государством, бизнесом и корпорациями (приблизить операторов к территориям и местностям, поднять уровень их культуры и компетенции; отказ от универсальных колл-центров, формализма и некомпетентности операторов при коммуникации с гражданами);

– расширение доступа граждан к культурному наследию России, иным культурным ценностям, обогащение общенационального информационного пространства высшими ценностями и смыслами российской и мировой культуры. 

IV.

В качестве заключения. Сегодня с особенной остротой становится ясно, что гарантировать безопасность гражданам может только эффективное государство, а безопасность вкупе со свободой и правами человека может гарантировать только эффективное правовое государство. Но для этого:

а) само гражданское общество должно быть нацеленным на свободную и правовую жизнь; в самом обществе должно быть ценимо и уважаемо достоинство человека;

б)  государство должно быть инструментом для гражданского общества, а не “оппонентом” и объектом вечной критики.

Волобуев Сергей Григорьевич, философ, координатор общественного проекта «Гражданский экзамен»

Опубликовано: Центр социально-консервативной политики

Изображение

Сергей Волобуев

Сергей Волобуев

Next Post
Гражданский экзамен – 2020. История и культурное наследие России. Великая Отечественная война.

Гражданский экзамен - 2020. История и культурное наследие России. Великая Отечественная война.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Copyright Qodeinteractive

© 2019-2023 Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа.

No Result
Показать все результаты
  • Главная
  • О платформе
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Сокоординаторы платформы
    • Экспертный совет
      • Экспертный совет — 2023
      • Экспертный совет — 2019-2022
  • Гражданская дискуссия
  • Гражданская философия
  • Гражданский экзамен
  • Контакты

© 2019-2023 Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа.

Добро пожаловать!

Войти через Facebook
Войти через Google
или

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль? Зарегистрироваться

Создать новый профиль

Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрироваться через Google
или

Заполните форму для регистрации

Все поля обязательны для заполнения Авторизоваться

Получить свой пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Авторизоваться

Add New Playlist