• Home 2
  • Home 3
  • Home 4
  • Home 5
  • Horizontal Slider Posts
  • Info right list
  • Justified slider
  • Landing
  • Left sidebar
  • Lifestyle Blog
  • List standard
  • Magazine Grid
  • Main Home
  • Masonry list
  • Members
  • Minimalistic Magazine
  • My account
  • My account
  • No sidebar
  • Our Story
  • Our Team
  • Press
  • Right sidebar
  • Sample Page
  • sd
  • Shop
  • Shop 2 Columns
  • Shop 3 Columns
  • Shop 4 Columns
  • Shop list
  • Simple list
  • Thumbnail list
  • Wide list
  • Активность
  • Блог
    • ГРАЖДАНСКИЙ ЭКЗАМЕН-2022. КУЛЬТУРА. НАСЛЕДИЕ. ПОБЕДА
    • Гражданское участие: муниципальный аспект. Роль местных сообществ в обсуждении и реализации социально-значимых инициатив
  • Владимир. Гражданский экзамен-2020. Поправки в Конституцию
  • Войти
  • Выйти
  • Главная
  • Гражданский форум Рунета
  • ГРАЖДАНСКИЙ ЭКЗАМЕН -2021. НАУКА – ТЕХНОЛОГИИ – ПОБЕДА
  • Гражданский экзамен-2020. Философия. Обществознание. Страноведение. К Дню России 12 июня
  • Екатеринбург. Гражданский экзамен-2020. Поправки в Конституцию
  • Инициаторы проекта
  • Конституция Российской Федерации. Полный текст со всеми поправками
  • Контакты
  • Личный кабинет
  • Мониторинг
  • Новости проекта
  • Об интеллектуальной платформе “Гражданский экзамен”
  • Политика в отношении обработки персональных данных
  • Получение сертификата
  • Пользователи
  • Пользователь
  • Пример страницы
  • Сброс пароля
  • Сдать экзамен
  • Сокоординаторы платформы
  • Учётная запись
  • Форма публикации
  • Хартия Рунета
  • Экзамен
  • Экспертный совет — 2019-2022
  • Экспертный совет — 2023
  • Slide Anything Popup Preview
Пятница, 24 марта, 2023
  • Войти
  • Регистрация
No Result
Показать все результаты
Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа
Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа
  • Главная
  • О платформе
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Сокоординаторы платформы
    • Экспертный совет
      • Экспертный совет — 2023
      • Экспертный совет — 2019-2022
  • Гражданская дискуссия
  • Гражданская философия
  • Гражданский экзамен
  • Контакты
  • Главная
  • О платформе
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Сокоординаторы платформы
    • Экспертный совет
      • Экспертный совет — 2023
      • Экспертный совет — 2019-2022
  • Гражданская дискуссия
  • Гражданская философия
  • Гражданский экзамен
  • Контакты
No Result
Показать все результаты
Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа
No Result
Показать все результаты
Главная Блог

Разработчики ФГОС вызывают вопросы: юрист Чайка об образовательных стандартах

by Гражданский экзамен
7 месяцев назад
в Блог, Гражданская дискуссия
0 0
0
Разработчики ФГОС вызывают вопросы: юрист Чайка об образовательных стандартах

31 августа, в преддверии начала нового учебного года, на площадке Гражданского экспертного клуба, мы обсуждали серьезный и чувствительный во все времена вопрос — образование. «Какая школа нужна России?» — так звучала тема дискуссии.

Вопрос о будущем школы нельзя обсуждать всерьез, не затрагивая проблематику современных ФГОСов — федеральных государственных образовательных стандартов.

Сначала необходимо обратиться к теории и истории вопроса.

Закон РФ «Об образовании» дает нам следующее определение ФГОС: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Отметим, что до 2009 года к образовательным стандартам применялось название «Государственные образовательные стандарты».

Сам Закон РФ «Об образовании» впервые был принят 10 июля 1992 года (за номером 3226-1) и был направлен, как заявлялось, на урегулирование системы общественных отношений, складывающихся в образовании. Мы помним, какое это было неспокойное время в нашей стране, многое менялось, и менялось практически на ходу, перспективы многих государственных направлений деятельности четко не просматривались, да и не было в мире опыта перехода огромнейшей страны с плановой экономикой на рыночные рельсы.

Затем в 1996 году, 13 января, Закон №12-ФЗ внес в базовый закон существенные изменения и дополнения, ставшие основанием для изложения его в новой редакции.

Последний на сегодняшний день закон об образовании — №273-ФЗ — был принят в 2012 году. Принимался он сложно, был в итоге принят в третьем чтении, под Новый год, в декабре.

До этого в начале 2000-х годов предпринималась попытка разработки Образовательного кодекса РФ, но кодекс так и остался проектом.

Действующий закон — Закон РФ «Об образовании» — регулирует преимущественно финансово-экономические отношения, в меньшей степени управленческие и еще в меньшей степени конкретизирует наполняемость образовательных программ. Вспомним 2012 год. Перед образовательными учреждениями ставится задача не столько воспитывать, сколько зарабатывать, школы наделяются финансово-хозяйственной самостоятельностью, вводится «подушевое финансирование», а воспитательная составляющая практически сводится на «нет» — в законе начинает фигурировать такое понятие как «услуга». Это сыграло «медвежью услугу» всему нашему образованию — в гонке за выживаемость образовательные организации стали уделять внимание не столько духовно-нравственной составляющей своих воспитанников, сколько достижению высоких результатов сдачи ими ЕГЭ. Начинает формироваться не образ воспитанного человека, достойно образованного, с устоявшимися представлениями о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо», на основании которых он может делать нравственный выбор с заботой не только о себе, но и об общем благе, а статус «школьника-выпускника с количеством баллов не ниже определенного».

Оставим историю возникновения (внедрения) ФГОСов в России, — это отдельная тема для разговора, — посмотрим на день сегодняшний.

Кто сегодня является разработчиком ФГОС?

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт — это не Закон, это подзаконный акт.

Но на практике педагогическим сообществом он воспринимается как Закон — таковы особенности российского правового сознания. Риторический вопрос: а судьи кто? Кто решает за наше общество, за наших родителей, чему учить наших детей и что воспитывать в наших детях?

Если по программам высшего образования у федеральных университетов есть право самостоятельно разрабатывать стандарты, то что касается ФГОС для школ — официально их разработкой занимается Министерство просвещения Российской Федерации, а фактически — учебно-методические объединения, образовательные, научные организации. В большинстве своем разработкой ФГОСов занимаются представители педагогических вузов — преподаватели с учеными степенями, в частности — что касается таких школьных и особо идеологизированных предметов как история и обществознания – педагоги, историки, социологи, политологи и т.д. Кстати, юристы в этом ряду практически отсутствуют. Т. е., те специалисты, которые непосредственно занимаются правом в теории, на практике – не занимаются разработкой ФГОС ни по обществознанию, ни по истории.

Но — мы же воспитываем детей в наших школах. Вот уже несколько лет как воспитательная составляющая возвращается, хотя и с трудом, в систему образования (пока что ее пытаются перевести в рамки допобразования, по-прежнему вынуждая учителей не воспитывать на уроках, а натаскивать на ЕГЭ).

Обществознание выстраивается в немалой степени на юридических законах, правовых положениях, принятых в том или ином обществе, со спецификой, особенностями национальной правовой культуры, как и история — она не может не говорить о принятии законодательных актов, разного рода Указов, Положений и т. д. Так или иначе, учитель занимается их толкованием, интерпретацией, что не может быть лишено субъективизма. Спрашивается — а как может формировать правовую культуру не-юрист? Почему ФГОСы в области обществознания, истории разрабатывает сообщество преподавателей с педагогическими степенями и соответствующими обывательскими представлениями о праве и законе? Это — первое.

И второе. Конкретные лица разработчиков ФГОС по вышеназванным предметам — а это идеологизированные предметы — обществознание и история, — вызывают много вопросов, как со стороны общества, так и со стороны родителей. Прежде всего, по их политическим позициям. Преподаватель педагогического вуза, который вчера выводил студентов на несанкционированный, антиправительственный митинг, а сегодня стоит на кафедре и продолжает обучать и воспитывать будущих учителей — разрабатывает ФГОСы..?! Какие ценности могут нести те, кто писали еще вчера учебники на иностранные, соросовские деньги — учебники по истории, обществознанию? Вряд ли это традиционные для российской правовой культуры ценности, о которых говорится, например, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и в проекте Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению ‎и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», который, к слову, никак не могут принять.

На сегодняшний день в сфере образования нужен концептуальный документ, регламентирующий духовную безопасность личности в духе национальной правовой культуры, на основе исторически сложившегося ценностного ряда, духовно-нравственных ориентиров, представлений об обществе и государстве, с учетом особенностей российского правового сознания.

Также образовательной сфере необходим законодательно закрепленный общественный и родительский контроль.

Чайка Виктория Николаевна, кандидат юридических наук, общественный деятель

РИА ФАН

Гражданский экзамен

Гражданский экзамен

Next Post
«Школа призвана дать каждому шанс на развитие»: профессор Агапов о миссии образования

«Школа призвана дать каждому шанс на развитие»: профессор Агапов о миссии образования

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Copyright Qodeinteractive

© 2019-2023 Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа.

No Result
Показать все результаты
  • Главная
  • О платформе
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Сокоординаторы платформы
    • Экспертный совет
      • Экспертный совет — 2023
      • Экспертный совет — 2019-2022
  • Гражданская дискуссия
  • Гражданская философия
  • Гражданский экзамен
  • Контакты

© 2019-2023 Гражданский экзамен. Интеллектуальная платформа.

Добро пожаловать!

Войти через Facebook
Войти через Google
или

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль? Зарегистрироваться

Создать новый профиль

Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрироваться через Google
или

Заполните форму для регистрации

Все поля обязательны для заполнения Авторизоваться

Получить свой пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Авторизоваться

Add New Playlist