Вопросы общественной безопасности — важнейший аспект защиты жизненно важных национальных интересов. Национальные интересы формируются самим народом, обществом, гражданами. Именно поэтому соблюдение баланса интересов личности, общества и государства в достижении целей национальной безопасности выступает залогом успешности государственной политики, основой гражданского единства.
Заслуженный юрист России Александр Торшин справедливо акцентирует внимание общества на необходимости в короткие сроки приступить к обновлению Концепции общественной безопасности в Российской Федерации 2013 года. Как сама концепция, так и управленческие механизмы ее реализации требуют актуализации и приведения в соответствие с целями и задачами новой редакции Стратегии национальной безопасности России, принятой в прошлом году.
Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, законность — основные принципы обеспечения безопасности (Федеральный закон «О безопасности», ст. 2). Их полноценная реализация невозможна без гражданской позиции, системного взаимодействия общества и органов публичной власти в решении задач нейтрализации угроз общественным институтам и интересам рядовых граждан. В свою очередь, общегосударственные интересы будут надежно защищены только при условии активного участия граждан страны и их объединений в процессах защиты национальных интересов. Важна обратная связь государства и общества, информированность людей о целях и задачах государственного курса, мотивированность и сознательность граждан, их деятельное и профессиональное участие в реализации государственной политики. Защита национальных интересов должна восприниматься как гражданский долг каждого жителя страны.
В этом ключе информационное сопровождение стратегического управления и мер, предпринимаемых государством в сфере обеспечения национальной безопасности, информирование общественности и населения о положении дел в данной области, создание государственно-общественной системы такого информационного сопровождения — необходимые условия соблюдения принципов защиты прав и свобод, законности и комплексного взаимодействия властей всех уровней и общества в достижении целей государственной и общественной безопасности.
Важнейший приоритет общественной безопасности — превентивная защита материальных и духовных ценностей общества от внешних и внутренних угроз деструктивного воздействия, защита прав и законных интересов граждан и организаций, своевременное реагирование на такие угрозы, решение вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряженности. Очевидно, что решение этих задач силами одного государственного аппарата, без участия общества, не может быть эффективным. То же можно сказать и об оценке реального состояния общественных отношений, выявлении новых угроз общественным интересам, включая идеологический экстремизм и разрушение системы традиционных ценностей, и о выборе наиболее оптимальных форм противодействия таким угрозам.
В связи с этим важно, на мой взгляд, уделить внимание следующим направлениям в рамках совершенствования существующей системы общественной безопасности:
— выработка четких нормативных критериев публичного участия институтов гражданского общества в процессах стратегического планирования и привлечения их к превентивному противодействию угрозам обществу и государству. Участие таких сообществ в обеспечении национальной безопасности должно быть обусловлено объективной оценкой со стороны государства возможности достижения при их содействии общественно значимых ориентиров национального развития, их способности к противодействию противоправным посягательствам и к решению вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряженности. Это в равной мере касается как неформальных групп, так и действующих общественных объединений всех видов (включая политические партии), деятельность которых должна очевидным образом способствовать достижению общественно полезных целей;
— развитие механизмов гражданско-военного сотрудничества, то есть комплексного использования гражданских и военных средств борьбы для достижения эффективного результата, который не может быть независимо получен по отдельности военными и гражданскими средствами, укрепление системного взаимодействия военной и гражданской администрации, гражданского общества внутри страны в достижении целей национальной безопасности, в том числе целей общественной безопасности;
— развитие механизмов взаимодействия сил обеспечения общественной безопасности с общественными институтами и населением в целях комплексного и своевременного реагирования на угрозы, включая создание действенной системы мониторинга состояния общественной безопасности и внедрение комплексных целевых программ обеспечения общественной безопасности, в том числе в целях повышения эффективности общей работы гражданской администрации, общественных институтов, сил гражданской обороны и правоохранительных органов в условиях вооруженного конфликта либо чрезвычайной ситуации.
Сегодня важно дать оценку пройденному пути и задать вектор движения в будущее. Развитие сил гражданской обороны, сил обеспечения общественной безопасности может получить сегодня новое звучание, если защита общественных интересов станет общим делом власти и граждан.