• Новости проекта
Четверг, 4 марта, 2021
  • Войти
  • Регистрация
No Result
Показать все результаты
Гражданский Экзамен
Гражданский экзамен
Общественно-просветительский проект
  • Главная
  • Экзамен
  • Сертификаты
  • О проекте
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Команда проекта
  • Экспертный совет
  • Блог
  • Новости
  • Конституция 2020
  • Главная
  • Экзамен
  • Сертификаты
  • О проекте
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Команда проекта
  • Экспертный совет
  • Блог
  • Новости
  • Конституция 2020
No Result
Показать все результаты
Гражданский Экзамен
No Result
Показать все результаты
Главная Мониторинг

Социогуманитарные контуры геномной медицины

by Сергей Волобуев
1 год назад
в Мониторинг
0 0
0
Социогуманитарные контуры геномной медицины
2
Поделились
58
Просмотров
Поделиться в FacebookПоделиться в TwitterПоделиться

Какие небиологические сложности возникают при генной модификации живого?

Заявление китайского ученого Хе Цзянькуя о рождении девочек-близнецов с отредактированным против ВИЧ геномом вызвало бурную полемику как среди ученых, так и в обществе. Но если первые обсуждали прежде всего проблемы безопасности, эффективности и клинической целесообразности технологии редактирования генома у эмбрионов, то общественность сосредоточилась преимущественно на перспективах, которые в науке принято связывать с проблематикой «улучшения» человека,— проблемах «дизайна детей», возможностях формирования новых видов социального неравенства и вмешательства в эволюцию человечества. В нашей стране интерес к этим темам усилился в большей степени после интервью проректора РНИМУ им. Н. И. Пирогова Дениса Ребрикова журналу Nature. («Ъ-Наука» публиковала статью Дениса Ребрикова о геномном редактировании людей с врожденной глухотой.) Полем развернувшихся этико-правовых и философских дискуссий стала биоэтика, альянс которой с генетикой в конце прошлого века привел к формированию социогуманитарного сопровождения технонауки.

Речь идет о первой программе исследования этических, юридических и социальных последствий (ESLI — Ethical, Legal and Social Implications) крупномасштабного проекта «Геном человека», которую неожиданно для всех предложил нобелевский лауреат Джеймс Уотсон, первый директор проекта. Программа была начата в 1990 году и стала самой дорогостоящей инициативой в истории биоэтики: 3–5% от всего финансирования проекта. Так с именем Уотсона оказалось связано открытие не только структуры ДНК, но и «Elsi-фикации» — интеграции социальных исследований в техно-научные программы. Ответом на американскую ELSI-программу в Канаде, Европе и других странах стала ELSA (A-aspects) инициатива, которая не ограничивалась геномными исследованиями, а распространялась также на нанотехнологии, информационные технологии и другие инновации. Представленная в IV Рамочной программе Евросоюза, она во многом определила понимание того, что стоит за установками «наука в обществе» и «наука для общества». Ее логическое продолжение — подход «ответственные исследования и инновации» (RRI — Responsible Research and Innovations) — появилось в VII Рамочной программе Евросоюза, а затем утвердилось в программе «Горизонт 2020», где основное внимание было уделено сотрудничеству между наукой и обществом, укреплению общественного доверия к науке. Формирование комплексных программ ELSI-ELSA-RRI оказало влияние на коммуникацию между наукой и обществом, способы социализации инноваций, а также на становление нормативных и политических дискурсов, ориентированных на факторы социальной приемлемости, безопасности и подотчетности науки. В базовых ориентирах двух крупных проектов исследования мозга — «BRAIN Initiative» США и «Мозг человека» Евросоюза — явно выражена приверженность установкам ELSI-программы и RRI-подходу соответственно.

В нашей стране подобных программ пока нет. Но отдельные проекты по социогуманитарной экспертизе инноваций, прежде всего в сфере биомедицины, активно разрабатываются во многом благодаря поддержке ведущих научных фондов. В частности, проект «Социогуманитарные контуры геномной медицины», поддержанный Российским научным фондом,— пример подобной инициативы, нацеленной на комплексное исследование социальных и гуманитарных проблем развития этой сферы перспективных технологий.

Очевидно, что генетика оказала значительное влияние не только на развитие биомедицины, но и на представления о том, что такое человек и каковы границы вмешательства в его природу. Генетика не просто ставит под вопрос идентичность и социальные связи, но и заставляет переоценивать границы между естественным и искусственным, нормой и сверхнормой. Южноафриканская бегунья Кастер Семеня, двукратная олимпийская чемпионка и двукратная чемпионка мира в беге на 800 м, была вынуждена пройти гендерные тесты и судиться за право выступать в женской программе соревнований: в ее организме обнаружен феноменально высокий природный уровень мужских гормонов, что дает ей физиологическое преимущество перед соперницами. Как оценить подобную природную данность с точки зрения сложившихся представлений о норме, конкуренции и т. д.?

Существенную роль в процессе генетизации общества, безусловно, играет развитие потребительской геномики — коммерческого генетического тестирования, хорошо известного по деятельности компаний, предлагающих свои услуги онлайн. Однако и развитие медицинской генетики требует ответов на вопросы о расширении полномочий пациента в медицине, проблем конфиденциальности, учета семейной специфики информации и связанных с ней проблем информирования. Если устоявшаяся практика информирования пациента основана на «праве знать», то можно ли утверждать, что должно также быть и «право не знать»?

Группа острых вопросов связана со сферой репродукции человека: как множество реальных этических проблем, возникающих, в частности, в преимплантационной генетической диагностике (например, допустим ли отбор эмбрионов вообще или по каким-то признакам), так и перспективы «дивного нового мира», где доступен «дизайн детей».

Все эти и многие другие проблемы вызывают обеспокоенность общества, требуя не столько однозначных ответов, сколько комплексных подходов социогуманитарной экспертизы, предупреждающих необоснованный алармизм неспециалистов и недооценку рисков специалистами. Реагировать важно проактивно, а не реактивно, что было явным образом акцентировано в процессе перехода от ELSI к RRI. Это необходимо и для того, чтобы триггером новых нормативных и правовых подходов и политических дискурсов был последовательный конструктивный диалог, а не реакция на скандалы.

Приведет ли испуг общества к мораторию или серии совещательных мероприятий, зависит, как правило, не от него, а от готовности специалистов — ученых, врачей, биоэтиков, юристов — рассматривать и разрешать эти проблемы в биоэтических структурах, комитетах и комиссиях различной аффилиации. Сложившаяся система этических комитетов в мире представлена как организациями, действующими на международном и национальном уровнях, так и этическими институтами, представляющими региональный и локальный уровни (например, локальные комитеты научно-исследовательских учреждений). В этой связи нельзя не отметить успешную работу Российского комитета по биоэтике при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО под руководством академика РАН Александра Чучалина. Однако институционального уровня явно недостаточно — необходима база, которая разрабатывается в программах и проектах, подобных реализуемому при поддержке РНФ по геномной медицине. Ее цель — нечто большее, чем диагностика вызовов геномной медицины. Она необходима для эффективного формирования социогуманитарных контуров технонауки. В этом контексте перед социально-гуманитарными науками встают задачи, связанные как со стремлением «вписать» в интеллектуальную повестку многообразные и противоречивые проблемы воздействия биотехнологий на человека и на общество, так и с развитием социальных технологий «сканирования горизонта», которые необходимы для выяснения перспектив, открывающихся перед человеком и человечеством и, что немаловажно, требующих уже сегодня некоторых решений и действий.

Елена Гребенщикова — доктор философских наук, руководитель Центра научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН, доцент кафедры биоэтики РНИМУ им. Н. И. Пирогова.

Источник: Коммерсантъ

Изображение

 

Сергей Волобуев

Сергей Волобуев

Next Post
Гражданские максимы

Гражданские максимы

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рекомендуем

Продолжается «Гражданский экзамен-2020. Конституция Российской Федерации»! 116 вопросов о федеративном устройстве и местном самоуправлении

Продолжается «Гражданский экзамен-2020. Конституция Российской Федерации»! 116 вопросов о федеративном устройстве и местном самоуправлении

6 месяцев назад

ПОЛНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ | Конституция Российской Федерации. Часть 7. Судебная власть и прокуратура

3 месяца назад

Популярные новости

  • Почему новый тренд в  политике России именуется «ТРАНСФЕР ВЛАСТИ «2020-2024»?

    Почему новый тренд в политике России именуется «ТРАНСФЕР ВЛАСТИ «2020-2024»?

    2 поделились
    Share 0 Tweet 0
  • Гражданский экзамен-2020. Безопасность личности, общества и государства

    4 поделились
    Share 0 Tweet 0
  • Церковь утверждает субъектность человека

    0 поделились
    Share 0 Tweet 0
  • Поправки к Конституции: почему это важно

    2 поделились
    Share 0 Tweet 0
  • Чиновники и кандидаты в депутаты будут сдавать «Гражданский экзамен»

    0 поделились
    Share 0 Tweet 0

Присоединяйтесь к нам

Новостная рассылка

Получайте уведомления о новостных поводах в области образования России

ПОДПИСАТЬСЯ

Категории

  • Активные билеты
  • Архивы экзамена
  • Без рубрики
  • Билеты
  • Блог
  • В мире
  • В России
  • Владимир – Конституция
  • Конституция – Часть1
  • Конституция – Часть2
  • Конституция – Часть5
  • Конституция — Часть3
  • Конституция — Часть4
  • Конституция — Часть6
  • Конституция — Часть7
  • Мониторинг
  • Новости проекта
  • Поправки в Конституцию
  • ФИЛОСОФИЯ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СТРАНОВЕДЕНИЕ

Подписывайтесь

О проекте

«Гражданский экзамен» – массовая общественно-просветительская акция – онлайн-проверка гражданских компетенций в следующих областях:
• высшие ценности российского общества, закрепленные в Конституции;
• конституционные права, свободы и обязанности граждан;
• государственное устройство России;
• избирательная система России и полномочия выборных лиц;
• основные события и этапы новейшей истории России;
• современные вызовы и угрозы безопасности личности, общества и государства.

  • О проекте
  • Контакты
  • Политика обработки персональных данных

© 2021 Гражданский экзамен

No Result
Показать все результаты
  • Главная
  • Экзамен
  • Сертификаты
  • О проекте
    • Новости проекта
    • Инициаторы проекта
    • Команда проекта
  • Экспертный совет
  • Блог
  • Новости
  • Конституция 2020

© 2021 Гражданский экзамен

Добро пожаловать!

Войти через Facebook
Войти через Google
или

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль? Зарегистрироваться

Создать новый профиль

Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрироваться через Google
или

Заполните форму для регистрации

Все поля обязательны для заполнения Авторизоваться

Получить свой пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Авторизоваться